logo search
filologi_1_kurs / Vvedenie_v_yazykoznanie лекции

Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.

Термин «лексикология» возник в XVIII веке из греческого слова lexis – «слово». Это раздел языкознания, задачи которого – изучение и описание как отдельных слов, так и всего словарного запаса языка. В словарный состав языка входят слова и устойчивые сочетания как эквиваленты слов. Эти словосочетания – расчлененные наименования явлений и предметов («профилакторий» – но «дом отдыха»; «обувь» – но «головные уборы»; помочь – оказать помощь; бить баклуши – бездельничать).

Основные проблемы: определение слова как единицы языка; изучение семантической структуры слова; вскрытие системности лексики и способов ее систематизации; дифференциация словарного состава с разных точек зрения; изучение путей пополнения словаря языка; теория составления филологических словарей.

Основная единица лексики – слово. Но уровнеобразующая единица лексико-семантического уровня называется лексемой. Лексема – это слово, рассматриваемое как единица словарного состава языка в совокупности его конкретных грамматических форм и выражающих их флексий, а также возможных смысловых вариантов (совокупность ЛСВ). Это абстрактная двусторонняя единица и словаря, и системы языка в целом, представляет собой совокупность форм и значений, свойственных одному и тому же слову во всех его употреблениях и реализациях. Лексема характеризуется как формальное и смысловое единство.

Единицы этого уровня, да и сам уровень, значительно отличаются от всех остальных. Фонема – это односторонняя единица, и с позиции билатеральной концеп­ции – это не знак. Морфема – это частичный знак. Слово – собственно знак, – есть план выражения и план содержания (значение). Количество фонем ограничено (10 – 85). Количество служебных морфем измеряется сотнями, корневых – тысячами. Количество слов измеряется десятками и сотнями тысяч. Единицы низших уровней воспроизводятся в речи как готовые элементы. Слова также воспроизводятся в речи, но в речи слова выступают уже как носители как лексических, так и грамматических значений. Слово как носитель лексических и грамматических значений – словоформа.

Объем словаря в языках и в идиостилях различен. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» – 200000 слов. Словарь Вебстера – 600000. В Большом Дудене и Большом Ларуссе более 500000 словарных статей. Индивидуальный словарь писателей: Пушкин – 21197 слов. По данным Ж. Вандриеса словарь В. Шекспира – 15-24 тыс. слов; в поэмах Гомера – 9000 слов; в книгах Ветхого Завета – 5642 слов, Нового Завета – 4800 слов. Белорусские лингвисты: школьник 12-ти лет – 5000 слов (активно).

!!! Очень важное отличие: лексический уровень и его единицы находятся в непосредственной связи с экстралингвистической действительностью.

В каждом языке есть так называемый основной словарный фонд. Это лексика стилистически нейтральная, употребляется в любом жанре письменной и устной речи. Этот фонд реализуется в речи не только носителей литературного языка, но и в диалектах. Включает наименования основных жизненно важных понятий. Это наименее подвижная часть словарного запаса языка.

Наряду с принципиальными различиями, единицы лексического уровня имеют свойства, присущие всем уровням языка. Как любые знаки, слова вступают в парадигматические и синтагматические отношения; образуют оппозиции, которые могут нейтрализоваться; имеют варианты.

Слова образуют разные классы по признакам и структурно-формальным, и содержательным.