Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
Термин «лексикология» возник в XVIII веке из греческого слова lexis – «слово». Это раздел языкознания, задачи которого – изучение и описание как отдельных слов, так и всего словарного запаса языка. В словарный состав языка входят слова и устойчивые сочетания как эквиваленты слов. Эти словосочетания – расчлененные наименования явлений и предметов («профилакторий» – но «дом отдыха»; «обувь» – но «головные уборы»; помочь – оказать помощь; бить баклуши – бездельничать).
Основные проблемы: определение слова как единицы языка; изучение семантической структуры слова; вскрытие системности лексики и способов ее систематизации; дифференциация словарного состава с разных точек зрения; изучение путей пополнения словаря языка; теория составления филологических словарей.
Основная единица лексики – слово. Но уровнеобразующая единица лексико-семантического уровня называется лексемой. Лексема – это слово, рассматриваемое как единица словарного состава языка в совокупности его конкретных грамматических форм и выражающих их флексий, а также возможных смысловых вариантов (совокупность ЛСВ). Это абстрактная двусторонняя единица и словаря, и системы языка в целом, представляет собой совокупность форм и значений, свойственных одному и тому же слову во всех его употреблениях и реализациях. Лексема характеризуется как формальное и смысловое единство.
Единицы этого уровня, да и сам уровень, значительно отличаются от всех остальных. Фонема – это односторонняя единица, и с позиции билатеральной концепции – это не знак. Морфема – это частичный знак. Слово – собственно знак, – есть план выражения и план содержания (значение). Количество фонем ограничено (10 – 85). Количество служебных морфем измеряется сотнями, корневых – тысячами. Количество слов измеряется десятками и сотнями тысяч. Единицы низших уровней воспроизводятся в речи как готовые элементы. Слова также воспроизводятся в речи, но в речи слова выступают уже как носители как лексических, так и грамматических значений. Слово как носитель лексических и грамматических значений – словоформа.
Объем словаря в языках и в идиостилях различен. В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» – 200000 слов. Словарь Вебстера – 600000. В Большом Дудене и Большом Ларуссе более 500000 словарных статей. Индивидуальный словарь писателей: Пушкин – 21197 слов. По данным Ж. Вандриеса словарь В. Шекспира – 15-24 тыс. слов; в поэмах Гомера – 9000 слов; в книгах Ветхого Завета – 5642 слов, Нового Завета – 4800 слов. Белорусские лингвисты: школьник 12-ти лет – 5000 слов (активно).
!!! Очень важное отличие: лексический уровень и его единицы находятся в непосредственной связи с экстралингвистической действительностью.
В каждом языке есть так называемый основной словарный фонд. Это лексика стилистически нейтральная, употребляется в любом жанре письменной и устной речи. Этот фонд реализуется в речи не только носителей литературного языка, но и в диалектах. Включает наименования основных жизненно важных понятий. Это наименее подвижная часть словарного запаса языка.
Наряду с принципиальными различиями, единицы лексического уровня имеют свойства, присущие всем уровням языка. Как любые знаки, слова вступают в парадигматические и синтагматические отношения; образуют оппозиции, которые могут нейтрализоваться; имеют варианты.
Слова образуют разные классы по признакам и структурно-формальным, и содержательным.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи