Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
Слово занимает особое место среди единиц системной организации языка. Оно является представителем двух низших уровней языка. Для единиц синтаксемного уровня слова служат не только материалом, из которого состоят единицы этого уровня. Оппозиция слово : предложение нейтрализуется частично, в плане выражения, в однословном предложении (Зима. Холодно. Да).
В слове сходятся, перекрещиваются по определенным признакам единицы всех уровней и компонентов языковой системы. Так, категория частей речи находится на границе лексики и морфологии. Это самая объемная грамматическая категория. Но она определяется лексической семантикой класса слов. Например, существительное включает в себя слова, обозначающие предметы (в широком философском значении). Процессуальность – обобщенная семантика части речи «глагол». Признаковость – семантика прилагательных и наречий.
Принадлежность к части речи определяет в свою очередь морфологические признаки. Это определяет и функционирование в составе предложения в качестве того или иного члена предложения. Слова-заместители (субституты) – основное средство различения участников процесса коммуникации. Местоимения имеют субститутивную и дейктическую (указания) функции.
Основная задача слова – наименование кусочка действительности (лингвистической и экстралингвистической) => номинативная функция,. Единицы лексемного уровня реализуют связь системы языка с внешней средой. Не менее важна и когнитивная функция слова. Познавая слова, человек познает реальность, именуемую словом, стоящую за ним. То, что заключается в словах, доступно всем (Н.Б. Мечковская: «библиотека значений»). В словаре языка заключается информация, накопленная в течение всего времени существования языка, т.е. Homo Sapiens, не только людьми данного этноса, но и человечества в целом => кумулятивная функция слова.
Итак, три основные функции слова: номинативная, когнитивная, кумулятивная. Исходя из этого, конститутивные (определяющие) признаки слова, отграничивающие его от других единиц языковой системы и характеризующие слово как самостоятельную единицу системы, следующие:
Номинативность;
Информативность (набор знаний о явлениях мира и действительности);
Индивидуальность лексического значения в отличие от грамматического. В значении слова отражаются элементы какого-то одного класса предметов, признаков и т.д.; каждое слово обобщает;
Материальность. Слово существует в звуковой и графической форме;
Воспроизводимость слова в речи;
Структурная цельноофомленность. Между частями слова нельзя вставить никакой другой знак;
Относительная самостоятельность слова. Слово подвижно в рамках предложения, но в разной мере в разных языках даже одной языковой семьи. Отдельное слово может составлять предложение. Способность выполнять разные синтаксические функции.
NB: Не все указанные признаки слова в равной мере присущи разным языкам мира. Например, в языках инкорпорирующего (полисинтетического) типа границы слова и предложения трудноразличимы.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи