logo search
modern_communication

К вопросу о метафоре сосед в публицистическом дискурсе казахстана

В последние годы в казахстанском публицистическом дис­курсе наблюдается активное использование метафор с исход­ной понятийной сферой «Человек как часть социума». Наиболее часто в отечественных СМИ персонифицируются страны СНГ, которых связывает не только советское прошлое, но и новые, сложившиеся за годы независимости, политические стратегии. Так, широкую популярность получили метафоры, репрезенти­рующие отношения двух государств как соседей. В качестве ме­тафорической сферы-мишени выступают взаимоотношения Ка­захстана с другими странами. К примеру:

В казахстанских СМИ метафора сосед актуализирует зна­чения как «живущий вблизи» – ближний сосед, и «живущий да­леко» дальний сосед. Ср.:

Подобные метафоры согласно классификации Дж. Лакоффа и М. Джонсона могут быть отнесены к разряду ориентационных метафор, так как в большинстве своем они «связаны с ориентацией в пространстве: «верх низ», «внутри снаружи»…«центральный периферийный» [1, 35]. Так, напри­мер, номинации «северный», «великий» метафорически ориен­тированы наверх, ведь север – это верхняя точка на розе вет­ров, а великий – это тот, кто в чем-то превосходит, стоит выше. Включение подобных номинации в метафорический сценарий соседства позволяет увидеть некую позиционность в отноше­ниях соседей, при которых кто-то доминирует. Например:

В проиллюстрированных контекстах, где репрезентиро­ваны отношения Казахстан – Россия, Казахстан – Китай, к пози­ции «верх» тяготеют концептуальные образы России и Китая. Но вместе с тем в публицистическом дискурсе можно встретить случаи, когда метафорический образ Казахстана также ориенти­рован наверх. Сферой-мишенью являются главным образом отношения Казахстана и других азиатских стран. В частности, с Кыргызстаном: Существующий сегодня контраст между странами-соседями более чем очевиден: вполне благопо­лучный Казахстан и соседний Кыргызстан, балансирующий на грани «провалившегося государства» (Казахстанская правда. 08.16.07.). На основе нашего физического и культурного опыта (а именно таким образом Дж. Лакофф и М. Джонсон дают приблизительно объяснение того, как мог возникнуть метафори­ческий концепт) тот, кто проваливается куда-то, обязательно падает вниз, а понятие благополучие соотносится с жизнью без забот, позитивом, что, конечно, эмоционально ориентировано наверх.

В большинстве случаев векторы оценки метафорических словоупотреблений – положительные, так как для Казахстана Россия или Китай – ближайшие соседи, и это историческая обу­словленность, независящая от него самого (в отличие от друзей, человек не выбирает соседей). Но именно от него зависит, бу­дет ли это соседство мирным. Вместе с тем, культурный опыт, заставляющий нас проецировать основание «скажи мне, кто твой друг…», во многом обуславливает политику Казахстана в отношении соседей. Поэтому очень часто метафора соседи – это те же друзья. Например:

В казахстанском публицистическом дискурсе взаимоотно­шения государств СНГ трактуются неоднозначно. В осуществле­нии полного понимания данного образа огромную роль играет метафора персонификации. Характерной особенностью казах­станских СМИ является концептуализация политической дейст­вительности в виде соседских/дружеских отношений.