Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
Виднейшие представители Московской фонологической школы: Р.И. Аванесов, П.С. Кузнецов, А.А. Реформатский, В.Н. Сидоров, А.М. Сухотин; Ленинградской фонологической школы: Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер, М.И. Махусевич, Л.В. Бондарко.
В МФШ фонема представлена всем рядом позиционно чередующихся звуков (аллофонов). В ЛФШ фонемы представляют собой непересекающиеся множества звуков/аллофонов. Каждая имеет свой набор аллофонов, отличный от набора других.
МФШ ориентирована на морфологический принцип отождествления фонем. В форме [кот] от «код» признается аллофон фонемы [d], а не [t] , т.к. коды [d]. Также в формах стереть, сдуть, сжечь, сделать, сшить, считать признаются аллофоны фонемы [с], т.к. во всех случаях присутствует приставка «с». В основе этого принципа – мысль Б. де Куртенэ о тождестве фонем в тождественных морфемах. ЛШФ исходит из фонетико-фонологического принципа, из конкретного звучания.
ЛФШ отвергает понятие и явление нейтрализации. Считается, что, например, звонкие согласные не реализуются в конечной позиции.
МФШ не признает автономии фонетики/фонологии, подчиняя ее морфологии (следствие п.2). Фонология и морфология рассматриваются как единства, фонему нужно рассматривать как элемент морфемы и только на основе тождества морфем можно выявлять ту или иную фонему. ЛФШ эти области исследований и научные дисциплины четко разграничивает.
МФШ вычленяет понятие гиперфонемы (с<о/а>бака). Для ЛФШ это вариант [а], т.к. отсутствует огубление.
ЛФШ: [ы] в русском языке – самостоятельная фонема: имеет свой ряд, подъем, ее можно тянуть. Для МФШ это позиционный вариант фонемы [и]: ни одно русское слово не начинается с ы; чередование [и/ы] не сопровождается различиями в значениях: Иван – [сываном].
Есть различия в фонематической транскрипции.
ЛФШ (Л.В. Щерба): самый типичный оттенок звука – речевое воплощение фонемы, представляющей отдельное слово (предлог, союз и т.п.). ПФШ категорически против такого понимания.
Отличия в терминологии. Например, в ПФШ – речь о позициях релевантности и нейтрализации, а в МФШ – о сильных и слабых позициях.
Расхождения в определении статуса мягких [г΄] [к΄] [х΄]. Для ЛФШ это отдельные, самостоятельные фонемы, в силу их акустических отличий от твердых фонем. Для МФШ это не так, т.к. они не встречаются в тех же позициях, окружениях, что и твердые г, к, х, – следовательно нет фонологического контраста. Слова иноязычного происхождения (Кюхля, хит, кюре, гяур) во внимание не принимаются. Форма [тк΄от] – ткёт – исключение, к тому же нет противочлена [ткот].
Примечание: но если произнесение заимствованных слов никак не затруднено, не значит ли это, что русской фонологической системе не противопоказана оппозиция [г] : [г΄] и других, что не исключена возможность ее реализации в какой-то исторический период?
Заслуга ЛФШ – развитие экспериментальной фонетики.
Примечание: специфика ПФШ рассмотрена в концепции фонемы Н.С. Трубецкого. Прежде всего, это роль фонологии, метода оппозиций в лингвистике, в целом – в гуманитарных науках.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи