Семинарское занятие № 8.
Тема: Происхождение языка.
Вопросы и задания.
Основные позиции в вопросе о происхождении языка: роль человека; сознательное/бессознательное.
Варианты ответа на вопрос, когда и где зародился язык. Логосические гипотезы происхождения языка в религиях мира.
Гипотезы небожественного происхождения языка:
Междометная;
звукоподражания (2 варианта);
«теория» трудовых выкриков;
«теория» общественного договора;
жестовая концепция;
яфетическая «теория» Н.Я. Марра.
Почему речь идет именно о гипотезах, а не о теориях? Выделите слабые места каждой гипотезы.
Две позиции в вопросе о возможности реконструкции процесса происхождения языка: аргументы и контраргументы.
Природные, биологические, социальные и психические предпосылки зарождения языка.
Жестовые языки и жестовая азбука. Путь от жеста и пантомимы к звуковой форме реализации языка. Сопоставьте этапы этого пути с типами знаков в типологии Ч. Пирса.
Какова роль языка в становлении HomoSapiens?
Почему нет новых примеров эволюции от животного к человеку? О чем свидетельствуют эксперименты по обучению языку высокоразвитых обезьян?
Литература
Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, глава III.
Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001, глава II.
Гречко В.А. Теория языкознания. М., 2003, глава X.
Козинцев А.Г. Происхождение языка: новые факты и теории // Теоретические проблемы языкознания. Сб. статей к 140-летию кафедры общего языкознания. СПб., 2004, с. 35-47.
Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004, с. 100-115.
Реформатский А.А. Введение в языковедение. Глава VII,§ 80-83.
Дополнительная литература: Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1985.
Творческое задание: найдите интересные материалы по теме и подготовьте небольшие сообщения.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи