logo search
filologi_1_kurs / Vvedenie_v_yazykoznanie лекции

Семинарское занятие № 5.

Тема: Язык как системно-структурное образование.

Вопросы.

  1. Общенаучное и философское понятие системы и структуры, системности. Признаки, свойства систем и их элементов. Системность как общенаучный принцип. История его формирования.

  2. Типология систем.

  3. История формирования понятий системы и структуры в лингвистике. Вклад В. фон Гумбольдта и Ф. де Соссюра.

  4. Терминологическая неоднозначность.

  5. Основные типы внутриструктурных отношений: синтаксические и парадигматические. Их представленность в «Курсе» Соссюра. Другие типы отношений в системе языка. Разграничение связей и отношений.

  6. Представление о внутрисистемных отношениях и связях в Датской грамматике.

  7. Специфика понимания системности языка в Пражской функциональной школе.

  8. Разные позиции относительно системности языка в синхронии и диахронии.

  9. Способы вычленения элементов системы языка.

  10. Структурализм как методологическая ориентация, принцип научного мышления в разных областях науки и как наиболее значимое направление в языкознании первой половины ХХ в.

Литература

  1. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. М., 1979, глава V.

  2. Кодухов В.И. Общее языкознание. М., 1974, глава 8, §21,23.

  3. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. М., 1977. Часть I, главы 1,2.

  4. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Часть II, глава 5.

  5. Тезисы Пражского лингвистического кружка // В.А. Звегинцев. История языкознания XIXиXXвв. в очерках и извлечениях. ЧастьII. М.,1960/1962, с. 69-71.

  6. Приложение № 1, тексты № 5, 33.