logo search
modern_communication

Гендерные стратегии в предвыборно-агитационном длискурсе

Особый интерес представляет язык политика во время из­бирательной компании, т.к. именно в этот период язык является мощным орудием для политика, посредством которого созда­ется его речевой портрет, оказывается сознательное воздейст­вие на слушателей. Главная цель предвыборно-агитационного дискурса – завоевание максимального количества электората, для этого язык политика обогащается разнообразными рече­выми приемами и образными языковыми средствами.

Мы считаем, что для достижения поставленной цели вы­ступления политических деятелей должны быть направлены на установление быстрого контакта с аудиторией и оказывать мак­симальное воздействие на слушателей. Для этого в публичные речи политиков включаются самостоятельные средства рече­вого воздействия, направленные непосредственно на мужскую и женскую аудитории и действующие на подсознательном уровне, эти средства определены нами как гендерные стратегии и гендерные тактики.

По нашему мнению, гендерные стратегии тесно связаны с речевыми стратегиями, дополняют и обогащают их. Основным отличием гендерных стратегий от речевых, является, во-первых, то, что они функционируют внутри речевых стратегий, во-вто­рых, в качестве объекта их воздействия выступают преимущест­венно мужчины или женщины как целевая аудитория.

Нами выделены две основные гендерные стратегии, при­меняемые в языке политика и реализуемые с помощью гендер­ных тактик: 1) использование типичных фемин­ных/маскулинных качеств речевого поведения и 2) адреса­ция непосредственно к мужской или женской аудитории. Первая гендерная стратегия может проявляться в политической коммуникации на уровне осознанного отбора лингвистических средств, отражающих феминные и маскулинные качества для создания нужного образа. При этом маскулинные качества на­правлены на формирование силы, твердости, уверенности, при­дание жесткости; с помощью феминных качеств подчеркиваются такие черты, как заботливость, гуманность, бережное отношение к старшим, детям и т.д. Кроме того, для данной стратегии харак­терны использование типичных характеристик речевого поведе­ния: мужского (для придания динамики, логики в изложении) и женского (для увеличения эмоциональности и образности). Ген­дерная стратегия адресации непосредственно к мужской или женской аудитории реализуется при помощи включения специ­альных приемов для быстрого установления контакта с аудито­рией (напр. прием речевого «отзеркаливания»), а также благо­даря использованию гендерных стереотипов и гендерных мета­фор.

Мы считаем, что каждая гендерная стратегия реализуется посредством гендерной тактики. Так, в первой гендерной стратегии (использование типичных феминных/маскулинных ка­честв речевого поведения) нами выделено две гендерные так­тики: радикальная смена речевого поведения и корректиро­вание речевого поведения, в основе которых лежат портреты типичного речевого поведения мужчин и женщин. Гендерная тактика радикальной смены речевого поведения предполагает полную смену речевого поведения, в котором акцент делается на типичные речевые модели мужского или женского пола, про­тивоположных политику. Гендерная тактика корректирования речевого поведения основана на включении характеристик и мужского, и женского речевого поведения для придания рече­вому портрету политического деятеля нужных черт.

Во второй гендерной стратегии (адресация непосредст­венно к мужской или женской аудитории) мы выделяем гендер­ную тактику речевого «отзеркаливания» и гендерную тактику использования гендерных стереотипов и гендерно-окрашен­ных метафор. В основе этих гендерных тактик лежит выделе­ние целевой аудитории по гендерному принципу и воздействие на сознание мужчин и женщин с помощью устоявшихся гендер­ных стереотипов и гендерно-окрашенных метафор, которые ис­пользуются в выступлениях с учетом национальных особенно­стей.

Далее в докладе рассматривается функционирование гендерных стратегий на примерах из выступлений политических деятелей.

© Полякова Л.С., 2009

Попова Э.Ю.

Екатеринбург, Россия