logo search
modern_communication

Репрезентация слота «деятельность компании» в англоязычных бизнес-новостях

Активные процессы глобализации в современном мире способствуют развитию международных связей в самых различных сферах деятельности, в том числе в политике и бизнесе. Закономерно, что среди большого количества источников информации о мире бизнеса в качестве специального источника выступают печатные СМИ. В докладе предпринимается попытка объяснить вербальные способы формирования образа экономического деятеля на материале текстов СМИ, что способствует более глубокому пониманию национально-культурной ментальности и изучению процессов, оказывающих прямое влияние на общественное мнение о событиях в мире бизнеса и политики.

В основе исследования лежат категории когнитивной лингвистики: концепт и фрейм. В докладе приводятся результаты анализа фрейма «компания» на материале новостных публикаций журнала The Economist, а именно особенности вербальной репрезентации слота «деятельность» данного фрейма. Проведённый анализ показал наличие нескольких слотов в фрейме «компания»: «люди», «деятельность», «результат», «организация», «время».

Рассматриваемый слот «деятельность» является одним из наиболее репрезентированных, что связано с разнообразием деятельности субъекта. Так, анализ показал, что компоненты слота, репрезентированные глагольными группами преобладают над именными. Полевый анализ демонстрирует, что ядро данного слота составляют: синонимические ряды (to sell, to buy, to trade) и синонимические пары (to risk – to venture, to make – to produce, to hire – to employ). Периферийные компоненты представлены лексемами to pay, to merger, to control, to suffer, to collapse, to compete.

Анализ ядерных компонентов поля «деятельность», репрезентированных существительными показал, что ключевое значение имеет лексема money, выступающая в положительном и отрицательном контекстах. Помимо этого, способ получения прибыли объясняется контекстом, а случаи потери/убытков рассматриваются как факты, без каких-либо объяснений. В целом можно констатировать ориентацию на положительную оценочность слота «деятельность» и сферы бизнеса в жанре новостей.

Состав периферии поля слота «деятельность», по нашему мнению, служит доказательством значимости финансовых показателей в мире бизнеса, во-первых, а во-вторых, указывает на продолжительность работы компании, стремлении компании уменьшить объёмы налогообложения.

В целом анализ вербальной репрезентации слота «деятельность» показал, что прибыль (часто в денежном эквиваленте) является объектом деятельности компании. Кроме того, специфика слота «деятельность» предположительно связана с наполнением других слотов фрейма «компания», в связи с чем актуально изучение особенностей репрезентации концептов деловой коммуникации в СМИ.

© Плотникова А.В., 2009

Полякова Л.С.

Магнитогорск, Россия