logo search
modern_communication

Обсуждение егэ: коммуникативная компетенция представителей власти и общественности

Закончился первый учебный год и первые вступительные экзамены, когда ЕГЭ стал обязательным для всех выпускников У ЕГЭ есть много горячих сторонников и противников. В течение нескольких лет не прекращалось обсуждение ЕГЭ, в которое включилось все общество, высказывали свое мнение и государственные чиновники, и ректоры вузов, и учителя, и родители, и учащиеся. Мнения, высказанные в ходе обсуждения, зачастую прямо противоположны: от одобрения ЕГЭ до полного его неприятия.

Мы проследили за тем, как выражают свою оценку системы ЕГЭ и его результатов представители государственных структур и общественности, насколько соответствует способ выражения требованиям высокого уровня развития коммуникативной компетенции.

Начнем с официальных заявлений. В канун нового учебного года министр образования Андрей Фурсенко заявил: «Мы процесс перевели из экспериментального в штатный режим. Как в любом штатном режиме, в нем есть определенные недоработки. Используя терминологию, которую мы слышали вчера на авиационном заводе, можно сказать испытательные полеты закончились, начинаем изготавливать серийные самолеты, это отдельный процесс, который требует большого, скрупулезного труда» [А. Фурсенко «Точка возврата пройдена»]. А. Фурсенко в интервью радио «Эхо Москвы» подчеркнул, что ЕГЭ останется единственной формой государственной аттестации и одновременно единственной формой поступления в вуз. Несмотря на протесты общественности: чиновников, ректоров вузов, школьников и их родителей, альтернативы у ЕГЭ нет.

30 августа 2009 года в интервью ведущему программы «Вести недели» Е. Ревенко президент России Дмитрий Медведев рассказал о том, как должна развиваться система образования в стране. Д. Медведев поддержал систему ЕГЭ, в которой, по его словам, «многое зависит от самого абитуриента».

Мнения официальных лиц о ЕГЭ даются в жанре интервью различным СМИ. Отмечая некоторые недостатки в форме итоговой аттестации, министр образования и президент России стремятся убедить широкую общественность в успехе ЕГЭ.

А. Фурсенко держит достаточно категоричный тон по отношению к общественности в своих высказываниях (о необратимости ЕГЭ «Он будет, конечно, совершенствоваться. Но точка возврата пройдена»). Используя развернутую метафору, сравнивая ЕГЭ со строительством самолетов, министр образования стремится удержать волну недовольства ЕГЭ и твердо заявляет о том, что многие из участников ЕГЭ удовлетворены им как формой проведения итоговой аттестации.

Речь Д. Медведева скорее напоминает доверительную беседу с заинтересованной аудиторией. «У нас практически все абитуриенты, кто поступал в высшие учебные заведения, считают эту системой хорошей и справедливой, и 70% их родителей. Это не мало», – сказал президент. Он считает ЕГЭ оправданным испытанием для молодых людей. «Я считаю, что каждый человек должен проходить в своей жизни какие-то испытания, иначе он не сформируется как личность, он не сможет продемонстрировать свои лучшие качества. Поэтому и финальный ЕГЭ, и те государственные экзамены, которые проходят до того, они формируют характер. Я считаю, что это правильно». Медведев признался, что завидует тем, кто поступал в университеты и высшие учебные заведения в этом году. «Потому что когда я поступал, наверное, и когда Вы поступали в университет, в высшее учебное заведение, у нас был довольно серьезный стресс, как принято говорить, мандраж перед экзаменами. Мало того, что в школе отсдавался, так еще и нужно прийти в высшее учебное заведение и сдать экзамены там, а там масса неопределенностей, масса самых разных факторов, и просто обычное волнение перед экзаменом, и потом, давайте не будем закрывать глаза на то, что было совсем недавно и много лет назад, когда я поступал. Блатные, те кто поступают по звонкам и за деньги. И они создавали ситуацию, когда, по сути, они оттирали часть хорошо подготовленных ребят, потому что они же, естественно, забирали на себя часть мест», – пояснил президент. Д, Медведев сказал, что нынешняя система Единого госэкзамена не идеальна, но она работает совсем немного и, естественно, еще нуждается в совершенствовании.

Несомненно, что и министр образования, и президент России в своей речи используют литературную лексику, речь соответствует выбранному жанру. Однако, создавая доверительный тон своему выступлению Д. Медведев использует просторечную лексику: мандраж отсдавался, блатные. Президент России применяет достаточно гибкий способ убеждения, аргументирует свою точку зрения: «Все-таки эта система: а) направлена против коррупции; б) она делает сам процесс сдачи гораздо более прозрачным; и ... в-третьих, эта система уравнивает тех, кто учится в провинции, в глубинке, с теми, кто учится в столичных городах. Уже в этом ее большое прогрессивное значение».

Представители общественности, в основном, являются оппонентами официальной точки зрения.

Российские учителя, участники первого Всероссийского педагогического форума в Санкт-Петербурге, направили резолюцию президенту о провале ЕГЭ. Они считают эксперимент с ЕГЭ «пагубной для российского образования ошибкой». «Мы практически полностью утратили воспитательный элемент в работе школы и перешли на «штамповку» учеников, способных ответить на вопросы теста, созданного неизвестно кем и для чего», – заявляют российские учителя.

Член-корреспондент РАН, декан философского факультета МГУ Владимир Миронов в интервью корреспонденту выпуска новостей сказал: «Единый государственный экзамен, открывший дорогу в Московский государственный университет очень слабым студентам, надо отменить, чтобы не допустить разрушения системы образования. Я лично регулярно выступаю с жесткой критикой реформ... ЕГЭ – это страшная вещь совершенно… Критика есть, критика жесткая. И более того, мы понимаем, что если ЕГЭ останется... я – то думал, что отменят, как кукурузу, все это будет минимизироваться... но если ЕГЭ, не дай Бог, останется достаточно долго, то полностью будет разрушена школа».

Коммунисты уже не раз обрушивались с критикой на ЕГЭ, называя его «угадайкой» и настаивая на необходимости «спокойной и качественной системы оценки знаний», подчеркивая при этом, что ЕГЭ ей не является.

«Коммунисты всегда отстаивали идеалы просвещения, считали своим приоритетом борьбу с многовековой неграмотностью», – лидер Компартии критикует систему сдачи ЕГЭ по семи пунктам. «Сегодня бурю негодования и среди родителей, и среди школьников вызывает ЕГЭ. Обеспокоены многие ректоры вузов. И представители КПРФ продолжают борьбу за то, чтобы вместо "угадайки" иметь спокойную и качественную систему оценки знаний», – заявляет лидер КПРФ.

Как показывают приведенные выше высказывания представителей системы образования и общественных организаций, мнение о ЕГЭ далеко не однозначны. Критикуя систему ЕГЭ, оппоненты используют тактику эмоционального воздействия на реципиента. Используются средства убеждения «к человеку», авторы обращаются к опыту аудитории, при этом используются изобразительные средства: ирония: я – то думал, что отменят, как кукурузу; борьбу с многовековой неграмотностью; перешли на «штамповку» учеников, способных ответить на вопросы теста, созданного неизвестно кем и для чего»; эпитеты; пагубная ошибка, страшная вещь»; метафора: буря негодования.

В обсуждение проблем ЕГЭ включилась заинтересованная общественность. В Интернете широко обсуждается и реформа образования, и новая форма итоговой аттестации. Установка участников обсуждения чаще всего направлена на некооперативное общение. Есть высказывания, в которых дается положительная оценка ЕГЭ, но таких сообщений значительно меньше, в некоторых комментариях выражается обеспокоенность и тревога за судьбу образования и будущего выпускника: Да... обидно за наше образование…; Вы сами попробуйте пройти целый билет! А подготовка в школе вообще отсутствует! Особенно по необязательным предметам!; я считаю, что в сложившейся ситуации необходимо позволить обучающимся выбрать, что им сдавать: ЕГЭ или обычный экзамен.

Однако большинство обсуждающих ЕГЭ в Интернете избирают дискредитирующие тактики общения, наряду с просторечной употребляется и грубая, иногда бранная лексика: ЕГЭ абсолютная тцфта; Блин, этот ЕГЭ – полная хрень. Уравняли всех!!! По моей специальности эта математика никуда не уперлась…; да задолбали уже детей и родителей дергать каждый год! и т.п. Придумываются целые истории, оскорбляющие достоинство и честь педагогов, например:

Впервые за долгие годы ректоры и деканы вузов не купили новые автомобили.

Купят на новый год после первого семестра.

Зато купили директора и преподы школ.. и т.п.

Отсутствие умений четко и аргументированно доказать свою позицию, незнание сути проблемы, плохая, неграмотная речь – таким предстает среднестатистический участник дискуссии в Интернете по проблемам ЕГЭ 2009 года в Интернете.

В целом участники обсуждения ЕГЭ относятся к среднелитературному типу речевой культуры (это представители государственных структур, педагогическая общественность, представители общественных организаций), участники обсуждения ЕГЭ в Интернете – к литературно-разговорному, а зачастую к просторечному.

Анализ высказываний участников обсуждения ЕГЭ показал, что способ выражения отношения к проблеме (уровень развития коммуникативной компетенции) зависит от речевой ситуации, от статуса говорящего, от жанровой принадлежности текста, от умения правильно использовать тактику ведения спора, а также от уровня речевой культуры и культуры общения собеседников. Проблема введения ЕГЭ, несомненно, волнует всех. Насколько оправдан выбор в качестве итоговой аттестации и вступительных экзаменов ЕГЭ, ещё предстоит решить. Активное обсуждение общественностью этой проблемы свидетельствует о том, что если и нужен ЕГЭ, то он требует доработки и усовершенствования.

© Попова Э.Ю., 2009

Потапчук Е.Ю.

Хабаровск, Россия