logo search
modern_communication

Речевое воздействие комикса как средства политической коммуникации

Речевое воздействие в широком смысле слова понима­ется в лингвистике как воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнооб­разными средствами, с помощью сообщений на естественном языке и/ или сообщений, построенных средствами паралингвис­тических семиотических систем, к которым в случае письменной коммуникации относятся средства графического оформления текста (метаграфемика). В узком смысле под речевым воздейст­вием понимается «использование особенностей устройства и функционирования перечисленных знаковых систем с целью построения собщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание и поведение адресата или адресатов сообщения» [Паршин 2000: 6].

В нашем исследовании мы изучали инструменты речевого воздействия в политическом комиксе США, рассматривая его как средство политической коммуникации в понимании А.П. Чуди­нова: «Политическая коммуникация – это речевая деятельность, ориентированная на пропаганду тех или иных идей, эмоцио­нальное воздействие на граждан страны и побуждение их к по­литическим действиям для принятия и обоснования социально-политических решений в условиях множественности точек зре­ния в обществе» [Чудинов 2007: 6].

В языке политического комикса США, как популярного средство массовой информации, используются такие речевые акты, для которых осуществление иллокутивного акта обяза­тельно влечет за собой вполне определенный перлокутивный эффект, для усиления которого используются специальные ин­струменты речевого воздействия, в том числе:

  1. Выбор синтаксических конструкций. Синтаксис предос­тавляет исследователю широкий спектр средств речевого воз­действия, в том числе прием парцеллирования – использования одного высказывания, состоящего из нескольких фраз.

«Yes…\ and the show before yours…\ and the show before those…\» ( «Да… и шоу перед вашими … и шоу перед теми…» )

«Rates were low\ money was plentiful…\» («Цены были ниже, денег было достаточно…»)

Данный прием путем повтора позволяет «закрепить» в сознании адресата определенную идею.

2) Использование контекстуального или конситуативного эллипсиса. В этом случае наблюдается пропуск того или иного члена синтаксической конструкции высказывания, ясного только из контекста или конситуации ( т.е. при определенных условиях).

«Seems foolish …» («Кажется глупым…»)

«Examine terrorism’s root causes?» («Изучаете главные причины терроризма?»)

Используя более короткие, лаконичные фразы политики-адресанты коммуникации стараются придать своей речи дина­мичность, сделать ее более оживленной.

Перлокутивный эффект в комиксе усиливается также за счет использования средств метаграфемики, к которым отно­сятся использование различных шрифтов для осуществления экспрессивной функции политической коммуникации.

Литература

Паршин П.Б. Речевое воздействие: основные сферы и разновидности // Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. – М. – 2000. – С.55-73

Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учеб. пособие/ А.П. Чудинов. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 256 с.

www.thismodernworld.com (электронный журнал комиксов США)

© Григорьева Н.Ю., 2009

Гуляева Т.В.

Пермь, Россия

Представление национальной идентичности

в американском официально-политическом

дискурсе

Авторы книги «Why Do People Hate America» утверждают: «такая огромная страна, как Америка, не может быть монолит­ной. Тем не менее ни одна страна не стремится так продемонст­рировать чувство единства, общей идентичности, всеми разде­ляемое наследие общих традиций. Ни одна из новоиспеченных независимых стран третьего мира не озабочена в такой степени культивированием национального характера в своих гражданах» (Sardar, Davies 2002: 59). Один из способов формирования на­циональной идентичности США реализуется в американском официально-политическом дискурсе (АОПД).

Коллективная идентичность – это «образ, который группа конструирует относительно самой себя и с которым идентифи­цируются все члены этой группы» (Assmann 2000: 130-132). Идентичность состоит из множества профилей. В случае «узна­вания» адресатом в дискурсивно сформированном образе од­ного из своих «положительных» профилей возникает доверие к автору дискурса, сближение с ним, фасцинация, что, в свою очередь, открывает дорогу вокативной силе дискурса и позво­ляет автору дискурса достигнуть намеченной цели, т.е. воздей­ствия на убеждения слушателей.

В дискурсивном пространстве АОПД формируется катего­рия «the American people», прототипом которой является образ «идеального американца». Инвокация происходит путем актуа­лизации в сознании реципиента определенных когнитивных структур и проведении операций над ними, в результате чего ре­ципиент отождествляет себя с прототипом и принимает мо­дель мышления и поведения, атрибутированную данному прото­типу.

Идентичность прототипа «идеальный американец» со­стоит из ограниченного количества структур, образующих пропо­зиции типа «А есть В», «А делает В», «А обладает В» и т.п. и может рассматриваться на уровнях поведения, ценностей, идентификации и миссии.

Уровень

Тип контекста

Поведение/

атрибут

«А делает В», «А не делает С», «А обладает качеством D»

Ценности

«для А важно/ необходимо В»

Идентификация

«А является частью В», «А – это те, для кого важно/ необходимо В»

Миссия

«Долгом/ целью существования А является В»

На уровне поведения прототипу атрибутируются опреде­лен­ные характеристики, указывающие на моральные качества, опре­деляющие стереотип поведения «идеального американца»: gener­osity, justice, decency, conscience, honor, courage (pluck), faith и т.д.

На уровне ценностей прототипу приписывается набор ценностей, составляющих ядро его идентичности. В этом каче­стве выступают такие ценностно-идеологические концепты, как «безопасность», «свобода», «демократия», «единство», «се­мья», «вера», «жизнь», «мораль», «добро», «мир» и т.д., кото­рые позиционируются как приоритетные в идеологической и ценностной системе и поэтому выступают как основа аргумента­ции в пользу того или иного решения.

Со стороны актуализирующейся в дискурсивном про­странстве категории «анти-прототипа», обозначаемой как «they», «forces of evil», «the terrorists» и т.д., исходит угроза по отношению к указанным ценностям Целью деятельности «врага» является разрушение актуализированной в данный мо­мент основополагающей ценности прототипа, что равносильно прекращению существования последнего.

На уровне идентификации в качестве основного пара­метра, представляющего концепт В, наиболее часто использу­ется концепт American и притяжательные местоимения we, our.

На уровне миссии прототип характеризуется такими вы­ражениями, как our causeour missionour duty/ responsibility/ commitmentwe must/ should/ have to… и т.п. Понятие «долг», «ответственность» и т.д. действуют как сильные вокативные средства, так как они рассматриваются как абсолютные крите­рии принадлежности к категории «the American people».

На данном, самом высоком уровне большое значение приобретает нарративно-динамический аспект. Концепт «мис­сия» предполагает вектор деятельности от современной «несо­вершенной» ситуации к архетипическому представлению о «рае на земле», а также сюжет, характеризующийся наличием напря­жения и конфликта с оппозиционными силами, препятствую­щими выполнению миссии. Нарративный аспект организации дискурсивного пространства обладает сильным вокативным действием, так как способен управлять вниманием слушателей и стимулировать их инвокацию в дискурсивное пространство с целью участия в происходящих в нем событиях.

Таким образом, основной принцип действия инвокативного вектора вокативной силы дискурса состоит в определенном спо­собе актуализации, конфигурации и расстановки приоритетов среди указанных структур.