Речевое воздействие комикса как средства политической коммуникации
Речевое воздействие в широком смысле слова понимается в лингвистике как воздействие на индивидуальное и/или коллективное сознание и поведение, осуществляемое разнообразными средствами, с помощью сообщений на естественном языке и/ или сообщений, построенных средствами паралингвистических семиотических систем, к которым в случае письменной коммуникации относятся средства графического оформления текста (метаграфемика). В узком смысле под речевым воздействием понимается «использование особенностей устройства и функционирования перечисленных знаковых систем с целью построения собщений, обладающих повышенной способностью воздействия на сознание и поведение адресата или адресатов сообщения» [Паршин 2000: 6].
В нашем исследовании мы изучали инструменты речевого воздействия в политическом комиксе США, рассматривая его как средство политической коммуникации в понимании А.П. Чудинова: «Политическая коммуникация – это речевая деятельность, ориентированная на пропаганду тех или иных идей, эмоциональное воздействие на граждан страны и побуждение их к политическим действиям для принятия и обоснования социально-политических решений в условиях множественности точек зрения в обществе» [Чудинов 2007: 6].
В языке политического комикса США, как популярного средство массовой информации, используются такие речевые акты, для которых осуществление иллокутивного акта обязательно влечет за собой вполне определенный перлокутивный эффект, для усиления которого используются специальные инструменты речевого воздействия, в том числе:
-
Выбор синтаксических конструкций. Синтаксис предоставляет исследователю широкий спектр средств речевого воздействия, в том числе прием парцеллирования – использования одного высказывания, состоящего из нескольких фраз.
«Yes…\ and the show before yours…\ and the show before those…\» ( «Да… и шоу перед вашими … и шоу перед теми…» )
«Rates were low\ money was plentiful…\» («Цены были ниже, денег было достаточно…»)
Данный прием путем повтора позволяет «закрепить» в сознании адресата определенную идею.
2) Использование контекстуального или конситуативного эллипсиса. В этом случае наблюдается пропуск того или иного члена синтаксической конструкции высказывания, ясного только из контекста или конситуации ( т.е. при определенных условиях).
«Seems foolish …» («Кажется глупым…»)
«Examine terrorism’s root causes?» («Изучаете главные причины терроризма?»)
Используя более короткие, лаконичные фразы политики-адресанты коммуникации стараются придать своей речи динамичность, сделать ее более оживленной.
Перлокутивный эффект в комиксе усиливается также за счет использования средств метаграфемики, к которым относятся использование различных шрифтов для осуществления экспрессивной функции политической коммуникации.
Литература
Паршин П.Б. Речевое воздействие: основные сферы и разновидности // Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. – М. – 2000. – С.55-73
Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учеб. пособие/ А.П. Чудинов. – М.: Флинта: Наука, 2007. – 256 с.
www.thismodernworld.com (электронный журнал комиксов США)
© Григорьева Н.Ю., 2009
Гуляева Т.В.
Пермь, Россия
Представление национальной идентичности
в американском официально-политическом
дискурсе
Авторы книги «Why Do People Hate America» утверждают: «такая огромная страна, как Америка, не может быть монолитной. Тем не менее ни одна страна не стремится так продемонстрировать чувство единства, общей идентичности, всеми разделяемое наследие общих традиций. Ни одна из новоиспеченных независимых стран третьего мира не озабочена в такой степени культивированием национального характера в своих гражданах» (Sardar, Davies 2002: 59). Один из способов формирования национальной идентичности США реализуется в американском официально-политическом дискурсе (АОПД).
Коллективная идентичность – это «образ, который группа конструирует относительно самой себя и с которым идентифицируются все члены этой группы» (Assmann 2000: 130-132). Идентичность состоит из множества профилей. В случае «узнавания» адресатом в дискурсивно сформированном образе одного из своих «положительных» профилей возникает доверие к автору дискурса, сближение с ним, фасцинация, что, в свою очередь, открывает дорогу вокативной силе дискурса и позволяет автору дискурса достигнуть намеченной цели, т.е. воздействия на убеждения слушателей.
В дискурсивном пространстве АОПД формируется категория «the American people», прототипом которой является образ «идеального американца». Инвокация происходит путем актуализации в сознании реципиента определенных когнитивных структур и проведении операций над ними, в результате чего реципиент отождествляет себя с прототипом и принимает модель мышления и поведения, атрибутированную данному прототипу.
Идентичность прототипа «идеальный американец» состоит из ограниченного количества структур, образующих пропозиции типа «А есть В», «А делает В», «А обладает В» и т.п. и может рассматриваться на уровнях поведения, ценностей, идентификации и миссии.
Уровень | Тип контекста |
Поведение/ атрибут | «А делает В», «А не делает С», «А обладает качеством D» |
Ценности | «для А важно/ необходимо В» |
Идентификация | «А является частью В», «А – это те, для кого важно/ необходимо В» |
Миссия | «Долгом/ целью существования А является В» |
На уровне поведения прототипу атрибутируются определенные характеристики, указывающие на моральные качества, определяющие стереотип поведения «идеального американца»: generosity, justice, decency, conscience, honor, courage (pluck), faith и т.д.
На уровне ценностей прототипу приписывается набор ценностей, составляющих ядро его идентичности. В этом качестве выступают такие ценностно-идеологические концепты, как «безопасность», «свобода», «демократия», «единство», «семья», «вера», «жизнь», «мораль», «добро», «мир» и т.д., которые позиционируются как приоритетные в идеологической и ценностной системе и поэтому выступают как основа аргументации в пользу того или иного решения.
Со стороны актуализирующейся в дискурсивном пространстве категории «анти-прототипа», обозначаемой как «they», «forces of evil», «the terrorists» и т.д., исходит угроза по отношению к указанным ценностям Целью деятельности «врага» является разрушение актуализированной в данный момент основополагающей ценности прототипа, что равносильно прекращению существования последнего.
На уровне идентификации в качестве основного параметра, представляющего концепт В, наиболее часто используется концепт American и притяжательные местоимения we, our.
На уровне миссии прототип характеризуется такими выражениями, как our cause… our mission… our duty/ responsibility/ commitment… we must/ should/ have to… и т.п. Понятие «долг», «ответственность» и т.д. действуют как сильные вокативные средства, так как они рассматриваются как абсолютные критерии принадлежности к категории «the American people».
На данном, самом высоком уровне большое значение приобретает нарративно-динамический аспект. Концепт «миссия» предполагает вектор деятельности от современной «несовершенной» ситуации к архетипическому представлению о «рае на земле», а также сюжет, характеризующийся наличием напряжения и конфликта с оппозиционными силами, препятствующими выполнению миссии. Нарративный аспект организации дискурсивного пространства обладает сильным вокативным действием, так как способен управлять вниманием слушателей и стимулировать их инвокацию в дискурсивное пространство с целью участия в происходящих в нем событиях.
Таким образом, основной принцип действия инвокативного вектора вокативной силы дискурса состоит в определенном способе актуализации, конфигурации и расстановки приоритетов среди указанных структур.
- Содержание
- Лингвистическая экспертиза: опасность семантической валентности
- Литература
- К вопросу о развитии жанра официального веб-сайта в современном политическом дискурсе
- Литература
- Политика противопожарной безопасности в сми
- Образ России в зеркале концептуальной метафоры (на материале политического телешоу «к барьеру»)
- Любите ли вы демократию? (Оценочный потенциал общественной лексики)
- Речевые приемы коррекции модели мира адресата в политическом дискурсе (на примере предвыборных агитационных материалов кандидатов на пост главы города Нижний Тагил, 2008 г.)
- Литература
- Лингвистическая советология в годы холодной войны1
- Блогосфера: особенности политического дискурса
- Имплицитное представление политического в таблоидных изданиях
- Метафорическая модель «Мигрант – это раб»
- Литература
- Прецедентные имена советских политических лидеров в поэзии ю. Шевчука
- Литература
- Советские прецедентные феномены
- Образ молодежи в политической коммуникации кпрф
- Речевое воздействие комикса как средства политической коммуникации
- Литература
- Реализация образовательной политики в британских и российских сми
- Коммуникативные стратегии и тактики в дискурсе «восьмидневной войны»
- Образы старых и новых «хозяев жизни»: концепты светский и гламурный в современном русском языке
- Языковые средства выражения оценки в современном российском официальном политическом дискурсе
- Литература
- Интент-анализ грамматических категорий в политических текстах
- Литература
- Авторитет ученого и частный случай расширения значения слова и сферы его употребления в современной общественно-политической жизни
- Литература
- Языковая политика в Республике Казахстан
- Литература
- Дискурс извинения в японо-китайский отношениях по вопросу военного конфликта в Нанкине
- Литература
- Языковые средства оценки общественно-политической жизни в россии (на материале французских политических дискурсов)
- Культурно-языковой знак как единица лингвокультурологического исследования политического дискурса
- Литература
- Стереотипы в предвыборных текстах
- Литература
- «Кремлевский репортаж» начала XXI века: метаморфозы жанра
- Литература
- Фамильярность как характерная черта современного российского политического дискурса
- Литература
- Политический подтекст околонаучных текстов, адресованных в управленческие структуры региона
- К вопросу о метафоре сосед в публицистическом дискурсе казахстана
- Литература
- Речевое преступление как проявление конфликтности политической коммуникации
- Литература
- Персональные сайты пермских политиков глазами лингвиста1
- О структуре имиджа лидера в американском политическом дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Речевая агрессия как следствие агональности политического дискурса
- Литература
- Ирония в политическом интервью
- Литература
- О лингвитическом исследовании политической метафоры
- Quid hoc hominis est? // Что это за человек? (этнокультурный портрет президента Латвии в. Вике-Фрейберги)
- Концепт «власть» и специфика его реализации в текстах Древней Руси
- Литература
- «Концепты «Власть», «Страх» в политическом дискурсе сталинской эпохи (конец 20-х – начало 50-х годов хх века)»
- Литература
- Стилистическая модальность текста политической направленности
- Список цитированных текстов
- Конфликтное коммуникативное поведение собеседников в политическом интервью
- Литература
- Фразеологические вкрапления как средство создания выразительности в речи современных политиков
- Литература
- Метафоричеcкий образ Грузии на британских сайтах
- Метонимия в политических текстах
- Краткий сравнительный анализ отражения концепта «Власть» в русском фольклоре и сознании современного человека начала XXI века
- О принципах типологии советизмов
- Праворадикальный политический дискурс современной Великобритании
- Литература
- Формирование современного образа россии в текстах зарубежных сми
- Лошади в политическом обзоре
- Литература
- Проблема факта в политической коммуникации
- Литература
- О чем говорит «золотая середина» медиа-политического текста?
- О динамической модальности в политическом дискурсе
- Социальная политика здравоохранения: анализ американских и русских блогов
- Интернет-документы:
- Прецедентность как составляющая речевого портрета
- Как часть современного политического дискурса
- Оценочная метафора в фельетонах на политические темы
- Литература
- Фреймы низкой степени имплицитности в дискурсе костанайских политиков
- Литература
- Дискурс-анализ межкультурного конфликта
- Антропоморфизм власти (особенности концептуального анализа)
- Политические метафоры: особенности публицистического дискурса
- Репрезентация слота «деятельность компании» в англоязычных бизнес-новостях
- Гендерные стратегии в предвыборно-агитационном длискурсе
- Обсуждение егэ: коммуникативная компетенция представителей власти и общественности
- Роль метафоры в политической коммуникации1
- Политический роман в современной политической коммуникации
- Англоязычные политические аббревиатуры в русском политическом дискурсе
- О современных лингвистических терминах языковой игры в политической речи
- Литература
- Стертая антропоморфная метафора как средство формирования языковой политической модели мира
- Литература
- Время сновидений: нарратив войны в латышской политической логосфере
- Роль мемуаров в создании политического имиджа
- Литература
- Какого цвета кризис в России?
- Подходы к убеждению в западной коммуникативистике
- «Молочный конфликт» между Россией и Белоруссией в освещении сми: от войны к миру
- Концептуализация зла в политическом дискурсе России и сша
- Слова президента: к вопросу о языковом взаимодействии николя саркози и современного французского общества
- Интертекстуальные игры в медиа-политическом дискурсе
- Персуазивные риторические средства в политических плакатах (на материале плакатов гдр)
- Литература
- Особенности реализации коммуникативных стратегий в предвыборном дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Некоторые особенности концептов президент и president
- Литература
- Болгарские выборы на фоне глобального кризиса
- Отзоонимные прилагательные в современных сми
- Прецедентные феномены со сферой-источником «Политика» в рекламном дискурсе
- Литература
- Цитаты из анекдотов в постсоветском политическом дискурсе
- Казахстанская монархическая метафора
- Сведения об авторах
- «Современная политическая коммуникация»
- 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26