logo search
kogn_aspect

Метафорические структуры в процессе логического познания о. И. Глазунова

Санкт-Петербургский государственный университет

образные ассоциации, мышление, абстрактная лексика, денотат, сигнификат, коннотат, универсальный носитель признака

Summary. The abstract is devoted to the metaphorical nature of reflection of the outer world and to the cognitive aspects of its perception and transformation to the linguistic structures. The author introduces the concept of ‘konnotat’ as a analogue of the ‘signifucat’ which embodies the emotive aspects of the word meaning.

Образные ассоциации являются неотъемлемыми элементами мышления на всех уровнях умственной деятельности и в различных сферах профессионально-об­ще­ст­венных интересов человека. Изучение механиз­мов преобразования чувственных и мыслительных категорий в языковые структуры, роль и значение образов-символов в процессе получения, передачи и переработки информации, выявление законов варьирования и сочетаемости лексического материала в зависимости от характера информации и от условий общения является важной частью постижения законов мышления, лежащих в основе познавательной активности индивида.

Среди языковых единиц присутствует ряд лексем, которые не могут быть соотнесены ни с одной единицей денотативного уровня. К этой категории относятся глаголы, прилагательные, а также образованные от при­лагательных существительные и наречия. Понятия, которые выражаются с помощью данных лексем, актуализируются в сознании носителей языка через предметы реального мира, являющиеся их носителями. Для переда­­чи значений абстрактной лексики от одного субъекта другому прибегают к аналитическому описанию или к помощи посредников, которые в сознании носителей языка обладают устойчивой ассоциативной соотнесенностью с данным признаком. Например, в практике языкового общении при выражении или идентификации цвета используется образ предмета, у которого данный цвет входит в состав значения на понятийном уровне.

Универсальные носители признаков являются логической базой для существования метафорических языковых структур, обладают единым значением для членов языкового коллектива и в силу широкого распространения удобны для презентации. Можно говорить о том, что в отношении ряда предметов реальной действительности в сознании носителей языка наряду с си­гнификатом, отображающим внешнее строение и сущ­ностные характеристики, присутствует образ, который аккумулирует на понятийном уровне их субъективные признаки и функционально-практические особенности, не входящие в состав сигнификативного понятия, то есть выражающие отношение к ним субъекта восприятия. Например, при описании сигнификативного понятия лиса учитываются классификационные (при­над­леж­ность определенному роду) и физические (вес, размер, окрас и т. д.) параметры животного, в то время как к коннотативным признакам данной лексемы относятся ‘хитрость’, ‘коварство’, ‘склонность к обману’ и т. д.

При отображении денотата на уровне сознания реальный образ приобретает разное понятийное наполнение: сигнификативное и коннотативное. Понятийное содержание сигнификата ориентировано на объективно-познавательную деятельность индивида, связанную с отображением объективных предметно-практических связей внешнего мира, в то время как на уровне коннотата, образно дублирующего значение предикативных признаков, реализуется внутренняя активность субъекта сознания: закладываются рефлекторно-психологические основы субъективной модели восприятия действительности.

Коннотат — закрепленный в образе устойчивый квалификационный признак или совокупность признаков, которые предназначены для сравнительной субъективно-оценочной, эмоциональной или стилисти­чес­кой характеристики предмета (явления) через другой предмет (явление) на основе сложившихся в языке ассоци­а­тивно-предметных связей. Коннотат относится к категориям понятийного уровня, но его соотнесенность с абстрактно моделируемым образом значительно облегчает его существование в сознании носителей языка. В силу сложившихся ассоциативных связей большинство предметов реальной действитель­ности, наряду с отображенным в сигнификате объективным понятийным со­дер­жанием, обладают устойчивым значением, которое часто не относится к сущностным характеристикам ото­бражаемого им предмета, а имеет субъективно-оце­ноч­ную ориентацию, связанную с передачей признаковых значений. Коннотаты образуют понятийную базу для последующих метафорических переносов.

Понятие коннотата не исчерпывает и не подменяет собой коннотацию. Коннотат является соотносящимся с лексическим значением слова понятийно-образным ана­ло­гом некоего предикативного смысла, преобразователем абстрактных сущностей в доступные носителям языка образные денотативные структуры, в то время как коннотативные семы входят в состав лексического значения в качестве показателей положительного или отрицательного статуса предмета или явления. Так, при­лагательное ‘белый’ обладает в сознании носителей русского языка позитивным коннотативным значением (ср.: ‘белый гриб’, ‘белая магия’, ‘белая зависть’), однако не соотносится с понятием коннотата, так как выражает непредметную сущность. Лексемы ‘молоко’, ‘снег’, ‘бу­ма­га’, наоборот, не имея коннотативно окра­шен­ного до­полнительного значения в составе словосочетаний ти­па ‘парное (кислое) молоко’, ‘чистый (гряз­ный) снег’, ‘глад­кая (мятая) бумага’, образуют коннотаты с признаковым значением ‘белый’, лежащие в основе метафорических словоупотреблений: молочная кожа; белоснежные зубы; побелел как бумага и т. д.

Наличие коннотативных образов предопределяет логи­ческую базу для существования предикативных и ква­ли­фикационных признаков в субстантивно ориентированном человеческом сознании, так как устанавли­ва­ет со­ответствие между значениями этих признаков и их универсальными носителями из мира реальных предметов, составляющих основу ментального восприятия дей­стви­тельности. Благодаря коннотатив­ным образам, в со­зна­нии носителей языка наряду с сигнификативным содержа­нием, соотносящимся с предметами реального мира, при­сутствует система понятийных представлений признако­вых значений, которые не имеют непосредст­венных форм реализации на денотативном уровне, но со­относятся со знаками языковой системы: с прилагательными, абст­рак­тными существитель­ными, наречиями и глаголами.