Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
Гласные различаются по ряду, подъему, степени лабиализации, степени назализации, долготе и краткости.
Деление гласных по ряду и подъему схематически представлено в универсальном треугольнике Л.В. Щербы:
и ы у
э о
а
В каждом языке есть свои характеристики звуков и отсутствуют другие. Например, в тюркских языках есть гласные переднего и заднего ряда нижнего подъема. В арабском языке всего три гласных (и, а, у), которые различаются по двум степеням подъема и полнозвучности.
Три типа вокализма:
1) Линейный (адыгейский язык) ə
э
а
2) Четырехугольный (язык тонкава): каждому звуку одного ряда соответствует звук другого ряда, но того же подъема.
i o
e a
Оба эти типа очень мало представлены в языках мира, т.к. невозможно приподнять или опустить какую-то часть языка, одновременно не продвинув ее вперед или отодвинув назад.
3) Треугольный (преобладает): меняется ряд – меняется подъем.
Если для языка характерно увеличение лабиализованных гласных, то как правило добавляются гласные переднего ряда.
Для многих европейских языков характерны, кроме подъема и ряда, краткость и долгота.
лат.: os – кость, ōs – рот; malus – плохой, mālus – яблоня;
нем.: stadt štat – staat šta:t : город – государство;
якутский: yot o:t– огонь, оt – трава;
англ.: bit – кусок, bi:t – бить.
В некоторых языках, например, в эстонском существуют три степени долготы гласных: краткий, долгий, сверхдолгий:
puri – парус, puuri – в клетку, puu:ri – клетки (род.п.).
В ряде случаев гласные различаются по отсутствию/наличию назализации. Например, во французском языке mot [mo] – слово, mon [mõ] – мой. В русском языке были такие носовые гласные (юсы). Особенно много носовых гласных в индийских языках.
Среди гласных принято различать монофтонги, дифтонги и трифтонги.
Дифтонги – сочетание в одном слоге двух гласных – слогообразующего и неслогообразующего. Выделяется ядро и глайд. Дифтонг называется нисходящим, если глайд следует после ядра (например, boy, и восходящим, если ядро следует за глайдом (например, buene). Если глайды обрамляют ядро с двух сторон, то это трифтонг (fire).
Очень редко встречаются равновесные дифтонги, т.е. со скользящим переходом от одной части к другой (например, в латышском языке: diena krievs).
В разных языках происходили встречные исторические процессы развития языка: монофтонгизации дифтонгов и дифтонгизации монофтонгов (например, лат. novu, ит. nuеvo, исп. nuero; лат. petra, ит. pietra, исп. piedra, фр. pierre; лат. auru(m), ит., исп. oro, фр. or).
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи