logo search
modern_communication

Авторитет ученого и частный случай расширения значения слова и сферы его употребления в современной общественно-политической жизни

Динамика языкового развития, безусловно, столь ощу­тима, что нуждается в адекватном изучении и освещении. Ис­пользова­ние языка современными СМИ и чиновниками вызы­вает тревогу и озабоченность. Тем не менее есть и другая сто­рона, позитивная, свободы обращения со словом. Примером тому служат лексиче­ские и семантические новообразования, используемые в речи знаменитых ученых и писателей, интелли­гентов.

«Интеллигент – это тот, чьи интересы и чья воля к духов­ной стороне жизни настойчивы и постоянны, не понуждаемы внешними обстоятельствами и даже вопреки им. Интеллигент – это не просто, так сказать, один квант интеллигенции и даже не обязательно представитель этого социального слоя, а человек, обладающий большой внутренней культурой, поэтому интелли­гента можно встретить и в университетской аудитории, и в заво­дском цеху, и за штурвалом комбайна» [Крысин 2004: 512]. До­бавим к этому, что слово интеллигента так же значимо, как и слово журналиста или члена правительства.

Общепризнанным символом, можно сказать, идеалом, русской интеллигенции давно уже стал академик Дмитрий Сер­геевич Лихачев (1906-1999). Не случайно 2006 год, год столетия академика, Указом Президента В.В. Путина объявлен в Россий­ской Федерации «Годом гуманитарных наук, культуры и образо­вания – Годом академика Д.С. Лихачева».

Лихачев – ученый особого рода. Его книги обращены не только к научному сообществу, но и к самому широкому кругу читателей. Полные глубоких идей, открытий, они, тем не менее, написаны удивительно простым, подлинно красивым языком и не только доносят научные знания, но и воспитывают культуру. Воспитательное значение Д. С. Лихачева не меньше, чем собст­венно научное. Дмитрий Сергеевич реализуется как яркая язы­ковая личность своих работах, интервью, выступлениях [Творо­гов 2001: 46].

С другой стороны, такие личности, как Д.С. Лихачев, фор­мируют содержательную сторону русского национального языка. В известном смысле, авторитет Д.С. Лихачева приводит к тому, что мы стремимся подражать ученому: цитируя его, мы вводим в узус лексику личностной оценки, переводя данные языковые еди­ницы в область лексики общественно и политически значи­мой.

В частности, отметим семантические процессы, которые происходят с одной лексической единицей – достоинство, как нам кажется, получившей расширенное значение и частично переосмысленной благодаря личности ученого.

Толковые словари (в частности, Толковый словарь рус­ского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Отв.ред. Н.Ю. Шведова. – М., 2008: Издательский центр «Азбуковник») содержат следующий реестр значений данной лексемы: 1. По­ложительное качество. В спектакле много достоинств. 2. Сово­купность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять свое достоинство. Говорить с дос­тоинством. Ниже своего достоинства считать что-н. (о чувстве самоуважения). Чувство собственного достоинства. 3. Значи­мость, ценность денежного знака, его стоимость (спец.). Банко­вый билет достоинством в 5 тысяч рублей. 4. То же, что титул (в 1 знач.) (устар.). Графское достоинство. <> По достоинству оце­нить кого – что – составить о ком – чем-нибудь правильное мне­ние. Каждый поступок будет оценен по достоинству.

Первое и второе значения, представленные в словарях, наиболее часто реализуются в текстах Д.С. Лихачева. К при­меру, в «Письмах о добром и прекрасном»:

Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспом­нить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, нахо­дить радость в помощи другим. (2 значение)

Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мел­ких удовольствий и немалых тоже… Уметь извиняться, призна­вать перед другими ошибку – лучше, чем юлить и врать.

Часто говорят так: «Язык его статьи хороший, образный», и даже от классных работ в школе требуют образности языка. Между тем образность языка не всегда достоинство научного языка. (1 значение).

В то же время в речах 90-х годов встречается и новое, пе­реосмысленное значение лексемы достоинство – гордость и ми­лосердие нации; а также авторитет народа, формируемый через создание гуманитарных институтов и сохранение исторической памяти.

Например, «Выступление Д.С. Лихачева в Пражском Кар­ловом университете 18 декабря 1991 г. на церемонии присужде­ния ему степени почетного доктора университета»:

… темой своей короткой речи я избрал вопрос о том, что следует считать достоинством нации, народа.

К стране, к народу, к нации должны быть применены те же критерии достоинства, что мы применяем к отдельному чело­веку, к личности человека. Это мое главное убеждение.

В объем понятия человеческого достоинства Д.С. Лихачев включает следующие составляющие: ум, воспитанность, скром­ность, уживчивость с другими, неагрессивность, уважение к ста­рикам, забота о детях, о будущих поколениях, доброта. Этот же набор качеств переносится и на понятие достоинство государ­ства. Синонимом достоинства оказывается авторитет, ср.: … авторитет страны должен измеряться не числом танков, а чис­лом известных авторитетных университетов, числом больниц, госпиталей, хороших школ, качеством науки, музыки, живописи и т.д., трудолюбием народа, поведением населения. … следует обратить внимание и на отношение к другим народам…

Один из самых высоких показателей достоинства народа – это отношение к своему культурному наследию. Это и показа­тель самоуважения. Лексема самоуважение также выступает синонимом достоинству.

Цитаты из текстов Д.С. Лихачева показывают, что проис­ходит расширение значения конкретного слова, относящегося к личной сфере с одновременной его политизацией. Именно Д.С. Лихачев вводит в обиход такое расширенное понятие. Слово достоинство расширяет сферу своего употребления и вместе с этим увеличивает возможности сочетаемости, что говорит о по­ложительных активных процессах, происходящих в языке.