Акустическая характеристика звуков речи
С физической точки зрения звук – механическое колебание среды (воздуха), приводимое в движение неким телом, находящимся в этой среде.
Характер звука определяется амплитудой и частотой колебаний тела: чем больше амплитуда – тем сильнее звук. Свойства самих звуков от степени громкости не зависят, но в языках с динамическим (=силовым) ударением ударный слог произносится с большей силой, чем безударный. Здесь сила звука определяет место ударения и в ряде случаев служит смыслоразличителем: узб.: Олма – не бери, олмА – яблоко. То новое, что сообщается в предложении (рема), получает фразовое ударение, т.е. произносится с большей силой. Логическое противопоставление также выделяется ударением. Варьирование речи по силе звучания – одно из средств воздействия на получателя (слушателя): активизация его внимания, предотвращение монотонности.
Намного важнее, чем сила звука – его частота. Чем больше частота колебаний тела, тем более высоким нам кажется звук. Частота определяется в Герцах, т.е. числом колебаний в секунду. Человеческое ухо воспринимает звуки с частотой от 15 до 15000 Гц. Звуки ниже – инфразвуки, выше – ультразвуки, они не доступны человеческому восприятию. У женщин и детей голосовые связки (колеблющееся тело), как правило, тоньше => могут колебаться с большей частотой =>давать высокий звук.
Третье (главное!) акустическое свойство звука – тембр. Тембр создается благодаря наложению на основной тон, возникающий при колебании всего тела, обертонов, возникающих от колебаний частей тела (голосовых связок). Резонаторы (носовая и ротовая полости) усиливают обертоны. Звучание различных обертонов создает тембр – окраску звука.
Богатство звуков языка связано с различиями обертонов. Особенно важны обертоны для различения гласных звуков. Наиболее существенны две частоты, или форманты, остальные слабые.
1. Звуки, у которых первая и вторая форманты близки друг к другу, – компактные: а – 600-900 Гц;
2. Звуки, у которых первая и вторая форманты далеки – диффузные: и – 300-2200 Гц.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи