Фонетическое членение речи
Речевой поток обычно членится паузами разной длительности на сегменты (отрезки). В результате образуются т.н. линейные, или сегментные, единицы. Это фонетические фразы, речевые такты, фонетические слова и слоги.
Фонетическая фраза – наиболее протяженный отрезок речевой цепи, границы которого определяются относительной законченностью сообщения, резкими повышениями или понижениями голоса и значительными паузами. Фонетическая фраза не обязательно совпадает с рамками грамматического предложения (например, сложное предложение может включать несколько фонетических фраз). Фразы могут члениться на такты, состоящие из словосочетаний или, реже, отдельных слов. При транскрибировании в конце фразы ставится //, а такта – /. Членение на такты достаточно субъективно.
Фонетическое слово – это объединение знаменательных и служебных слов под одним общим ударением. Фонетических слов столько, сколько самостоятельных слов. Слияние в одно фонетическое слово предыдущего безударного слова с последующим ударным словом называется проклизой, а само присоединяемое слово – проклитиком (из-под стула – испΛтст°улъ), а когда наоборот – энклиза и энклитик (на дом – нàдъм). Наличие проклитиков и энклитиков может затруднять и восприятие, и понимание.
Фонетический слог – наименьшая артикуляционная единица, на которые паузами членится речь. Слог – это весьма сложное явление. Существуют расхождения в понимании сущности слога, его места в системе языка. Нет единых критериев слогоделения. Слог является прежде всего линейной сегментной единицей, но по своим особым качествам принадлежит и к суперсегментным, просодическим элементам речи.
Слоги существуют во всех языках мира. Физиологический механизм образования слога относится к самым стойким навыкам речевой деятельности. Характерна для слога некая дуга акустической мускульной интенсивности. В центре дуги – вершина слога. Ей предшествует понижение интенсивности. Обычно вершину слога образует гласный, но и согласный тоже может ее образовать (сонанты: англ. little – маленький, чеш. brva – бровь, hrdlo – горло). Встречаются и слова без гласных: сербск. брз – быстрый, чеш. vlk – волк, hrst – горло.
Если слог оканчивается на гласный – это открытый слог, если на согласный – закрытый. Если слог начинается с согласного – это прикрытый слог, если с гласного – неприкрытый. Целый ряд языков допускает только открытые слоги. Например, полинезийские языки: «Гавайи», «Рапануи», «Самоа». В ряде языков тюркской, финно-угорской семей в начале слога допускаются лишь одиночные согласные => при заимствовании слов с двумя или более согласными либо добавляется гласный, либо отбрасывается согласный (фин. leima клеймо, эст. leip хлеб, raja край; лат. scola порт. escola, рус. книга чуваш. keneke). Ограничения для структуры слога есть во всех языках. Так, в арабском языке только две модели слога: 1) открытый (согласный + гласный); 2) закрытый (гласный + согласный). В немецком языке в конце слога нет звонкого согласного. В большинстве языков слог – это чисто фонетическая единица, а именно – мельчайшая звуковая единица, кото рую можно легко произнести изолированно.
Слог напрямую не связан с планом содержания (например, влезть – один слог, три морфемы: в-лез-ть). Но есть языки, в которых слог является мельчайшей смыслоразличительной единицей. Такие языки называются слоговыми. А языки, в которых смыслоразличительная единица фонема – неслоговые, фонемные.
В слоговых языках (Китай, Юго-Восточная Азия) слоги четко структурированы и по количеству, и по качеству. Например, в китайском слоговом языке все слоги строятся по одной модели: «согласный + гласный» (монофтонги, дифтонги, трифтонги). Сочетание согласных в китайском невозможно. Всего около 400 слогов в путунхуа (общепонятном китайском), способных различать смысл. Их недостаточно => выработалось смыслоразличительное (фонологическое) использование слоговой интонации: система четырех тонов:
1) – ровный (вэнь – теплый);
2) – восходящий (вэнь – письмена);
3) – нисходящий (вэнь – спрашивать);
4) – нисходяще-восходящий (вэнь – целовать).
За счет 4-х тонов образуются 1324 . Их объединение в сложные (2-3 морфемные слова) беспечивает потребности смыслоразличения.
Слог может выполнять в языках мира несколько функций: просодическую, дистрибутивную, ритмообразующую, перцептивную, речепорождающую.
Просодическая (не универсальная функция) – слог является сферой реализации просодических категорий ударения и тона.
Дистрибутивная (универсальная функция для всех языков) – определяется сочетаемостными свойствами фонем. Слог – это способ синтагматической организации фонем. В каждом языке – свои модели сочетания фонем в слоге.
Ритмообразующая – создание ритма речи путем чередования ударных и безударных слогов.
Речепорождающая и перцептивная функции взаимосвязаны и состоят в переходе от звуков к фонеме (слушание) или от фонем к звукам (говорение).
Психолингвистика рассматривает слог как специальное двигательное устройство человека, мозговое управление которым начинает налаживаться раньше, чем возникает звук на губах. Слоговые движения есть от рождения даже у глухонемых.
Слоговый характер носит проявление речи на самых ранних этапах (гуление и лепет). Слог образуется ребенком непроизвольно (в силу устройства речевого аппарата). К 1,5 годам появляется так называемый «нянькин язык», т.е. первые слоги, имеющие какой-то смысл, слоги-предложения (высказывания). Это одиночные или повторяющиеся слоги. Эти слоги – выражение коммуникативной потребности.
Итак, слог – минимальная произносительная единица речи, выполняющая ряд функций.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи