Классификация оппозиций.
Этот раздел в «Основах фонологии» начинается с принципиального положения о ведущей роли именно оппозиций относительно фонем: фонемный состав языка является по существу лишь следствием системы фонологических оппозиций. Оппозиция, или противопоставление, предполагает не только признаки, которыми члены оппозиции (фонемы, морфемы, слова, предложения, конструкции, модели, – любые анализируемые методом оппозиций единицы) различаются, но и общие для противочленов признаки – «основание для сравнения». Две вещи, не имеющие ни одного общего признака (пример Н.С. Трубецкого: чернильница и свобода) не подлежат сравнению, не вступают в отношение оппозиции.
Для фонологической системы принципиально важны три основания для классификации оппозиций.
I. По отношению к системе оппозиций в целом это а) одномерные и многомерные, б) изолированные и пропорциональные оппозиции. В одномерных оппозициях совокупность признаков, которыми обладают в равной мере оба противочлена, присуща только этим двум и никакому другому члену данной системы. Это английские и немецкие [t]:[d], русские буквы о : ю, латинские буквы E : F. В многомерных оппозициях совокупность общих признаков распространяется и на другие элементы системы. Например, дентальность и смычность свойственны русским фонемам t и d, но также и мягким t΄, d΄. Многомерны оппозиции букв: латинских p : R (общая часть p также в «В»); русских Б:В (общая часть Ь также в мягком знаке, в букве «Ы»).
В любой системе больше многомерных оппозиций. Есть фонемы, вообще не участвующие в одномерных, но обязательно – в многомерных оппозициях. Однако с точки зрения фонологической характеристики отдельной фонемы и системы в целом существенны как раз уникальные, одномерные оппозиции.
Многомерные оппозиции Н.С. Трубецкой делит на гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные). Члены первых могут быть представлены как крайние точки цепочек из одномерных оппозиций. Немецкие и : о (лабиальные, заднего ряда, разного подъема), о : ö (лабиальные, среднего подъема, разного ряда), ö : е (переднего ряда, среднего подъема, +/- лабиальность).
Однородные многомерные оппозиции делятся на прямолинейные (возможна только одна цепочка одномерных оппозиций) и непрямолинейные (возможны несколько цепочек – переходов от много- к одномерности).
Итак: одномерные – многомерные
-
однородные (гомогенные)
неоднородные (гетерогенные)
прямолинейные (одна цепочка)
непрямолинейные (возможны две и более цепочек)
Неоднородных оппозиций в звуковом строе языков больше.
Различение изолированных и пропорциональных оппозиций обусловлено уникальностью уже не общих, а различительных, дифференциальных признаков. Если это свойственно только двум фонемам (или другим сопоставляемым единицам система), то оппозиция изолированная, а в противном случае – пропорциональная. Пропорциональны оппозиции согласных в языках мира по глухости/звонкости, в русском – по твердости/мягкости. В английском, немецком оппозиция фонем [b : p] одномерная и пропорциональная, [r : l] –одномерная и изолированная (в русском языке она пропорциональная, т.к. есть мягкие r΄ : l΄). На материале русской графики примеры одномерных изолированных оппозиций – о : ю, е : ё, примеры многомерных пропорциональных оппозиций – г : п, ь : ы. В любой системе изолированные оппозиции гораздо многочисленнее пропорциональных (согласно Н.С. Трубецкому в немецкой фонологической системе 150 первых и только 40 вторых. Студентка Ю. Борисенко установила 223 многомерных изолированных оппозиций – 96% и лишь 1% многомерных пропорциональных на материале русского кириллического алфавита).
II. Классификация оппозиций по отношению между членами оппозиций.
Это привативные, градуальные и эквиполентные (равнозначные) оппозиции. В привативных оппозициях отношения между членами представлены как наличие/отсутствие признака. Член оппозиции с наличием признака называется отмеченным, или маркированным, а второй – беспризнаковым, неотмеченным, немаркированным. Таковы оппозиции по признакам +/- звонкость, +/- лабиализованность, +/- палатализованность согласных. В градуальных, или ступенчатых, оппозициях некий признак присущ всем членам оппозиции, но в разной степени. Наиболее ярко это выражается в тернарных (троичных, трехступенчатых) оппозициях. Например, оппозиция кратких гласных по степени раствора в английском языке(bad : bed : bid), русских [а : о : у]. На русском графическом материале студентка Ю.Борисенко обнаружила 2 трехступенчатые оппозиции (Г:П:Ш, Г:Д:Е) и 8 двухступенчатых. В эквиполентных оппозициях все члены «логически равноправны». Пример – оппозиция согласных по активному органу: [b] – губной, [d] – переднеязычноый, [g] – заднеязычный. Это самые частые оппозиции.
III. Классификация оппозиций по их смыслоразличительной силе.
На этом основании Н.С. Трубецкой выделил постоянные и нейтрализуемые оппозиции. Нейтрализация – один из краеугольных камней теории фонемы. Существуют позиции, в которых дифференциальный признак фонем снимается, нейтрализуется, перестает быть смыслоразличительным. Такие позиции Н.С. Трубецкой называет позициями нейтрализации. В Московской фонологической школе это слабые позиции. А в Ленинградской фонологической школе явление нейтрализации не признается; говорится, что данная фонема в какой-то позиции не встречается, – например, звонкие согласные в конечной позиции слова. Там, где дифференциальный признак сохраняется, Н.С. Трубецкой говорит о позиции релевантности, а Московская фонологическая школа – о сильной позиции. В позициях нейтрализации сохраняются только общие признаки фонем. Совокупность таких признаков Н.С. Трубецкой называет архифонемой. Вопрос о представлении архифонемы сложный. Московская фонологическая школа решает его путем морфологического, или словообразовательного варьирования, т.е. на основании морфемного тождества: код [кот], но кода, поэтому архифонемой здесь признается [д]. Если путем варьирования нельзя определить тождество морфемы, в Московской фонологической школе говорят о гиперфонеме, совмещающей свойства обеих фонем, – некоем гибриде: с<о/а>бака.
Кроме вышеназванных Н.С. Трубецкой на трех основаниях типов оппозиций в современной фонологии различает оппозиции функционально нагруженные и слабо нагруженные. Так, можно подыскать десятки и сотни минимальных пар, доказывающих оппозиции [а : о], [д : к] и т.п. А фонологическая оппозиция русских [ц : ч] подкрепляется трудно находимыми минимальными парами типа цех : чех, цедить : чадить, горец – горечь. В некоторых русских диалектах оппозиция отсутствует: произносится «цай» вместо «чай», «цто» вместо «что». По количеству членов различают бинарные (двоичные) и тернарные (троичные) оппозиции, с большим количеством противочленов – редко. Во всех языках присутствует групповая оппозиция. Так, класс гласных противопоставлен классу согласных.
Понятие корреляции
Пропорциональные привативные одномерные оппозиции образуют ряды, соотносящиеся по какому-либо единому дифференциальному признаку, – например, глухости/звонкости, мягкости/твердости. Если пары фонем участвуют одновременно в оппозициях по двум или более признакам, они образуют пучки корреляций. Это могут быть четверки, тройки. Четверки образуют русские согласные по признакам глухости/звонкости и мягкости/твердости:
b – b΄ v – v΄ d – d΄ z – z΄
p – p΄ f – f΄ t – t΄ s – s΄
Троичный пучок корреляций в древнегреческом языке образовывали оппозиции по глухости/звонкости и аспирированности/неаспирированности:
ph th kh
p b t d k g
В тюркских языках восьмифонемная система гласных образует куб, представляющий оппозиции по ряду, подъему и лабиализованности/не лабиализованности
y u
i ü
a o
e ö
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи