Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
Фонетика – это наука о сегментных и супрасегментных единицах звукового строя речи, о позиционных и комбинаторных модификациях звуков^в потоке речи, о физических (акустика) и физиологических (артикуляция) свойствах звуков речи.
Существует традиция членить фонетику по содержанию, или предмету исследования на акустическую (фонетику слушателя), артикуляторную (фонетика говорящего) и комбинаторную.
В европейском языкознании фонетика как особая отрасль сформировалась лишь к концу XIX в. Еще в начале XIX в. ученые часто отождествляли звук и букву. А ученые Индии уже в 1-м тыс. до н.э., позднее – с IX в. н.э. – ученые-арабисты четко дифференцировали их, давали классификацию звуков и выделяли основные виды чередований гласных.
С конца XIX в. в Европе и России сформировалась и заняла прочное место экспериментальная фонетика. Она позволила с помощью приборов описывать звуки, их изменения и чередования не субъективно, на слух, а точно и объективно в числовом обозначении. Этим фонетика обособилась от гуманитарных наук вообще, так что некоторое время ее причисляли к естественным наукам.
Различают и другие области фонетики по другим критериям: по широте охвата языка, по временной соотнесенности и по целям и задачам.
Общая фонетика – раздел языкознания, изучающий теоретическую сторону производства и восприятия звуков, ударения, структуры слова, отношения звуковой стороны языка к его грамматической системе. На материалах разных языков вычленяют то важное, что присуще человеческому языку как феномену. Общая фонетика – это теоретическая основа описания звуковых систем отдельных языков.
Частная фонетика изучает и описывает звуковой строй конкретного языка: это статическая (=синхроническая) фонетика и историческая (=диахроническая) фонетика.
Сравнительная фонетика исследует звуковой строй языка одной языковой семьи, ветви, группы, подгруппы.
Сопоставительная фонетика выявляет и характеризует соотношение звуковых систем двух или более языков независимо от того, находятся ли они в генетическом родстве или нет.
Фонетика – неотъемлемая часть науки о языке и, соответственно, в большей или меньшей мере связана с единицами разных уровней и с дисциплинами, их изучающими. Как наука о материальной стороне языка в его речевой реализации фонетика связана с физикой, биологией, медициной, физиологией, кибернетикой, теорией поэзии. Как наука о естественном человеческом языке – с педагогикой, психологией, психиатрией.
Особые задачи выполняют «стыковые», или пограничные, отрасли, связанные с лечением и обучением детей с дефектами речи и слуха – логопедия и сурдопедагогика.
Существует узкое и широкое определение предмета фонетики. В узком – это только способы звукового оформления значимых единиц языка – морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский). При широком определении в фонетику включаются и интонационные элементы языка (М.И. Матусевич, М.В. Панов).
Однако сложнее всего вопрос о соотношении фонетики и фонологии.
Фонетика изучает акустический и артикуляционный аспекты речи, т.е. занимается тем, как, где, при помощи каких частей речевого аппарата производятся звуки речи, какие они по звучанию, как взаимодействуют в потоке речи. Но в стороне остается вопрос о том, почему и как физическое и физиолоическое индивидуальное становится социально значимым, как индивидуальное, неисчерпаемое в своем варьировании становится общезначимым, как и почему звуки соединяются с содержательной стороной речи и получают смыслоразличительную функцию.
Третий аспект звуков речи – это и есть его социальный, или функциональный, т.е. собственно лингвистический аспект. Он и составляет предмет фонологии. Радикальные структуралисты (Ельмслев) даже исключали фонетику из области языкознания.
Многие лингвисты отрицают целесообразность различения фонетики и фонологии как самостоятельных областей языкознания. Они рассматривают фонологию как неотъемлемую часть, раздел фонетики, обозначая эту часть термином «функциональная фонетика», сосуществующая в рамках одной дисциплины с артикуляторной и акустической фонетикой. Например, Б.Н. Головин («Введение в языкознание», стр. 30); Камчатнов, Николина («Введение в языкознание», стр. 17). Ю.С. Маслов («Введение в языкознание», 1975 г., стр. 35) специально останавливаются на этом вопросе, заключая: «...более правильно… рассматривать фонетику как единую науку, а фонологию как ее неотделимую часть и организующее ядро», т.е. термин «фонетика» используется как родовой, покрывающий и область фонологии.
Как отдельная дисциплина языкознания фонология представлена в словаре-справочнике Розенталя, Теленковой, также в словаре лингвистических терминов Ахмановой, в толковом словаре иноязычных слов Крысина, в ЭРЯ под ред. Караулова.
Разграничиваются обе области в «Общем языкознании» под ред. А.Е. Супруна. Фонетика здесь рассматривается в разделе «Структура плана выражения», а фонология – в разделе «Структура плана содержания». Говорится, что фонетика и фонология, совпадая в своем предмете, различаются целями и методами исследования. Правильнее было бы сказать, что они имеют один объект (звуковой строй), различаясь предметом (языка и речи).
В ЛЭС В.А. Виноградов определяет фонологию как семиотическую дисциплину, изучающую структурные и функциональные закономерности звукового строя языка.
Н.С. Трубецкой: «Целесообразно вместо одной науки иметь две науки о знаках, одна из которых ориентировалась бы на речь, а другая – на язык (1: предмет), соответственно: фонетика, как учение о звуках речи, имеющее дело с конкретными физическими явлениями, должна пользоваться методами естественных наук, а фонология, как учение о звуках языка, чисто лингвистическими методами общественных и гуманитарных наук (2: методы). Фонология неизбежно имеет дело с языковой функцией звуков. Фонетика же безразлична к функциональной стороне, ведь язык социален, а речь эмпирична (3: цель)». Итак, Н.С. Трубецкой разделяет фонетику и фонологию по предмету, методам и целям.
Р.О. Якобсон: «Фонология относится к фонетике, как политическая экономика к товароведению или наука о финансах к нумизматике». Тем не менее, обе науки неразрывно связаны: начало любого фонологического описания основывается на фонетическом описании (звонкости, глухости...), а более высокие ступени описания ничего общего с фонетикой не имеют (систематика и комбинаторика). Но и фонетика пользуется данными фонологии: фонема, фонемный состав и т.д.
Итак, фонетика и фонология для большинства – разные лингвистические дисциплины. Они взаимосвязаны, различаясь предметами, методами, целями. Однако значение фонологии выходит далеко за пределы звуковой подсистемы. Фонология – философия фонетики, серебряный век фонетики. Но самое главное отличие – это то, что фонология разработала не только для общего языкознания, но и для всех наук гуманитарного цикла методологию, т.е. принципиально новый подход, а вместе с ним новую, более совершенную методику исследования этих наук (метод оппозиции). Это стало новым лингвистическим мировоззрением.
Леви-Стросс, нейропсихолог, лингвист: «Фонология сыграла для наук гуманитарного цикла такую же обновляющую роль, как ядерная физика для наук природоведческих».
Фонология стала удобным полигоном для отработки и апробации чисто лингвистических методов исследования языка.
Понятия и термины, разработанные в фонологии Трубецким и Якобсоном, стали общелингвистическими: оппозиция, корреляция, бинарная и привативная оппозиция, нейтрализация оппозиций, маркированность/немаркированность, дифференциальный признак и др. Фонология дала методологию, методическую базу, уравнявшую лингвистику по научной строгости, объективности анализа с естественными науками. Фонология, а с ней и лингвистика в целом, завоевали в XX в. почетную репутацию «пилотной» науки, т.е. науки, открывающей новые пути.
Революционизирующее влияние фонологии уже испытали многие смежные, а также весьма далекие от лингвистики науки: теория письма, стиховедение, стилистика и литературоведение, театро- и фильмоведение, этнография и др.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи