logo search
filologi_1_kurs / Vvedenie_v_yazykoznanie лекции

Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.

Языкознание = наука о языке = языковедение = лингвистика. Когда возникла наука о языке? Два варианта ответа: а) когда стали возникать вопросы о том, что такое язык, понимание и непонимание? (1-е тыс. до н.э.); б) область знаний может считаться автономной, если она соответствует трем условиям: 1) имеет объект исследования; 2) имеет предмет исследования; 3) имеет метод, специализированный на исследовании единиц данной области. (1-ая четверть XIX в.).

В 1-й четверти XIX века языкознание стало соответствовать этим условиям, так как появился метод – сравнительно-исторический. Это связано с работами Франца Боппа (1816 г. «О спряжении в санскрите в сопоставлении с таковым греческого, латинского, персидского и германского языков»).

Объект – это компонент реальной действительности, который заинтересовал исследователя. Предмет – та часть, сторона объекта, связи элементов этого объекта с внешним миром, которые исследуют. Ученые сами формируют предмет. Объект языкознания – речевой поток и письменный текст, а не язык. Язык вообще? Язык индивида? Язык страны? Эти вопросы требуют различения наблюдаемого эмпирического аспекта от ненаблюдаемого, скрытого. Но абстрактное – тоже реальность, реализуемая в звуке. Наблюдаемое и ненаблюдаемое – два уровня познания. Первый – это явление, а второе – это суть, скрытая от нас.

Предмет языкознания – общие законы организации, динамики и функционирования любых языков.

Проблемы языкознания: природа языка; строение языка; связи и отношения; функции языка; факторы и причины языковой динамики; классификация языков; соотношение между языком и мышлением; связь языка и общества; проблема языковых универсалий; методы исследования.

Все это – содержание курса лингвистики. Центральное понятие – это язык.

Проблема определения языка.

Язык – разноаспектное явление, прежде всего, средство общения. 1969 г. – А. Якоби: «Сто точек зрения на язык».

Все многообразие определений языка можно свести к двум типам: онтологический (сущностный) и гносеологический (для чего служит).

В.М. Солнцев дает классификацию определений языка по основаниям:

  1. С точки зрения функции языка: язык – средство формирования, выражения и сообщения мысли.

  2. С точки зрения устройства, механизма языка: язык – набор некоторых единиц и правил использования, т.е. комбинирования этих единиц (фонема, морфема, лексема, синтаксема).

  3. С точки зрения существования языка: язык – результат социального, коллективного навыка «делания» единиц из звуковой материи путем соотнесения некоторых звуков с некоторым смыслом

  4. С семиотической точки зрения: язык – это система знаков, т.е. материальных предметов (звуков, наделенных свойством обозначать что-то, существующее вне их самих).

  5. С точки зрения информации: язык – это код, с помощью которого кодируется семантическая информация.

Одна из причин сложности определения языка – его многоаспектная природа.