Функции фонем
Н.С. Трубецкой выделил три функции: 1. кульминативную, или вершинообразующую; она позволяет определить, сколько слов, словосочетаний содержится в предложении-высказывании; 2. делимитативную, или разграничительную; ее задача – пограничные сигналы на стыке морфем, слов, словосочетаний (например, твердый приступ немецких гласных); 3. смыслоразличительную, или дистинктивную; она способствует различению значащих единиц языка, – морфем, слов.
В современной лингвистике функции фонемы формулируют несколько иначе. В.А. Виноградов (ЛЭС) называет следующие: перцептивную (опознавательную, или функцию восприятии) и сигнификативную, или смыслоразличительную. Иногда реализуется и делимитативная функция. Она факультативна.
Совокупность фонем языка образует его фонологическую систему. Специфический характер фонологической системы конкретного языка определяется общим числом фонем; совокупностью их классов и способностью отдельных фонем сочетаться, комбинироваться друг с другом; инвентарем дифференциальных признаков, правил их нейтрализации. В 1956 г. Р.О. Якобсон, Гуннар Фант и Моррис Хале опубликовали книгу «Основы языка». В ней отмечается, что в языках мира в их фонологических системах задействовано всего 16 пар дифференциальных признаков фонем по их акустике: 12 «внутренних»(+/- вокальность, +/- консонантность, +/- звонкость, компактность/диффузность, +/- назальность, +/- лабиализованность и др.) и 4 «внешних, просодических, ритмико-интонационных» (тон, ударность/безударность, долгота/краткость). В русской фонологической системе задействованы 11 фонологических признаков. Исследования показали, что нет ни одной фонемы, общей для всех языков мира. По числу фонем языки мира варьируют от 10 до 85. В гавайском языке всего 13 фонем: 5 гласных и 8 согласных; в языке игбо (ибо) в Южной Нигерии 8 гласных, 53 согласных и 6 тонов, в русском 35 согласных и 6 гласных, в английском 12 монофтонгов, 8 дифтонгов и 24 согласных. В среднем в языках мира число согласных более чем вдвое превышает число гласных. Если количество гласных в конкретном языке больше средней величины их в языках мира, то язык вокалический. В ином случае язык консонантный (консонантический).
В вокалическом датском языке 53,5% всех фонем – гласные. Максимально консонантные языки аранта (Австралия), тонкава (Северная Америка, абазинский (Кавказ) имеют всего по одной гласной фонеме. Во всех других языках есть хотя бы две гласные.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи