Учение н.С. Трубецкого о фонеме
Труды Бодуэна де Куртене, Л.В. Щербы и др. заложили основы для создания общей теории фонем, но становление фонологии как самостоятельной и цельной науки – Н.С. Трубецкому.
Начало учения было заложено в программных тезисах, подготовленных Н.С. Трубецким, Р.О. Якобсоном, С.И. Карцевским к первому международному съезду лингвистов в Гааге (1929 г.). 1930 г. – международный фонологический съезд; 1931 г. – первый международный конгресс: проблемы фонологии. 1939 г. – выход в свет основного труда Н.С. Трубецкого «Основы фонологии».
Н.С. Трубецкой высоко оценил заслуги соотечественников. Концепция фонемы Н.С. Трубецкого основывается на последовательном системно-структурном подходе, связанном с теорией языка Соссюра. Его книгу называли «библией» структурализма. Звуковой ярус языка рассматривается как система, в которой все элементы взаимосвязаны. Каждый элемент описывается по его месту в системе. Согласно соссюровскому принципу «в языке нет ничего кроме различий» и согласно свойству оппозитивности, центральное место, наряду с фонемой, занимает понятие противопоставления, или оппозиции, и дифференциального признака, причем подчеркивается приоритет понятия оппозиции перед фонемой (фонемный состав устанавливается на основании оппозиций). В оппозицию вступают элементы, имеющие некое сходство, или основание для сравнения. Различаются фонологические, или смыслоразличительные, и нефонологические, или чисто фонетические, несмыслоразличительные, оппозиции.
Фонологические оппозиции образуют любые звуковые единицы, встречающиеся в одной позиции и способные дифференцировать значения слов или словоформ. Можно взять любые два слова – это будет оппозиция. Минимальные звуковые единицы, выполняющие смыслоразличительую функцию – фонемы. Слово – ряд фонем. Каждое слове выстроено с таким инвентарем фонем и в такой их последовательности, чтобы его можно было отличить от другого. Слава различаются составом и последовательностью фонем, а фонемы друг от друга – дифференциальными признаками. Фонема (Р. О. Якобсон) – пучок дифференциальных признаков. Каждая фонема отличается от всех других хотя бы одним дифференциальным признаком. Не всякое звуковое различие является фонологическим (смыслоразличительным) – ср.: гόрът – γόрът.
Основной фонологический принцип: «Если в данном языке различие между двумя данными звуками позволяет различать разные слова или разные грамматические формы, то эти звуки относятся к разным фонемам. Это принцип фонологического контраста. Самый надежный и убедительный способ выделения фонем – анализ минимальных пар: слов или форм минимального объема, различающихся только одним звуком: кот – тот – вот – мот – дот – рот…; call [ko:l]– tall [to:l], katze – Iatze. Раз есть минимальные пары, есть и фонологический контраст, значит, в этом языке есть соответствующие фонемы.
Звуки, которые в данном языке могут заменять друг друга в любом положении, и при этом нигде не возникает различия смысла называются факультативными вариантами одной фонемы. Они находятся в отношении нефонологической оппозиции (например, переднеязычное и увулярное r и R в немецком языке).
Если два акустически или артикуляторно родственных звука никогда не встречаются в одной и той же позиции, то они являются комбинаторными вариантами одной и той же фонемы. В китайском языке [l] – в начале слога, [r] в конце: лома (Рим), каило (Каир), улаэршань (горы Урал). В японском есть только фонема[r]: Рисубон (Лиссабон), Рондон (Лондон). А в языке зулу есть только [l].
Любой произносимый и воспринимаемый в речи звук содержит помимо фонологически существенных признаков еще и ряд фонологически несущественных, чисто фонетических признаков. Следовательно, ни один звук не может рассматриваться просто как фонема. Звук – это реализация фонемы, ее материальный символ. Всякий звук речи составом признаков, свойств богаче фонемы, т.к. содержит и фонологические, и индивидуальные, фонетические прзнаки.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи