logo search
modern_communication

Социальная политика здравоохранения: анализ американских и русских блогов

Как известно, успешная коммуникация определяет решение любых политических вопросов. Особую актуальность коммуникативные вопросы приобретают в социальной политике, в том числе и в здравоохранении. В современном мире коммуникация представлена многообразием форм. Особый научный интерес представляют новые и малоизученные виды электронной коммуникации (блоги). Поэтому цель нашего исследования состоит в изучении блогового дискурса как вида коммуникации в социальной политике (здравоохранении).

В соответствии с государственной программой «Концепций развития здравоохранения России до 2020 года» создана новая модель национальной системы здравоохранения, в которой особую значимость приобретает реализация концепции персональной ответственности за свое здоровье. В США эта концепция существует с 80-х годов, поэтому для нас актуально исследование блога как коммуникации в сфере здоровья именно в американском обществе и сравнение его с аналогичным русским блогом.

Создание качественных рубрик и блогов Здоровье (Health) и Велнес (Wellness) и на сайтах ведущих СМИ Америки за последние 3 лет стало ключевым Интернет ресурсом воздействия на общественное мнение в этой сфере. Как известно, блог является уникальным по информативности инструментом общения с широким кругом людей с возможностью получить коллективную обратную связь. Каждая запись в блоге может быть прокоментированна читателями и перейти в обширную дискуссии. Текст, написанный ведущим рубрики, в блоговой коммуникации является своеобразным «триггером». Данный текст-триггер выполняет двойную функцию – он сообщает новые сведения, ставит проблему и по аналогии с пусковым механизмом, вызывает (запускает) ответную реакцию адресата. Автор текста выносит на обсуждение информацию, содержащую в себе потенциал полемичности, провоцирующую читателей на высказывание мнений (a provocative message, a debatablr point) на высказывание мнения собеседников и участие в коммуникативном действии, дискурса в широком плане.

В исследовании рассматривались блоги совместного сайта журнала Time и телеканала CNN, сайт издательств «the New York Times», «The Washington Post»), существующие с 2006 года, а также сайты «Аргументы и факты» и «Newsland». Были отобраны наиболее обсуждаемые темы за последние 3 года. Всего было проанализировано около 5300 контекстов сообщений. В частности, была исследована рубрика Paging Dr. Gupta на вебсайте СNN.com. Первые статьи доктора Саньо Гупты и комментарии ним были посвящены насущным проблемам здоровья американского общества – раковым заболеваниям, ожирению, ВИЧ, заболеваниям сердца, правильному питанию и их социальным последствиям. Сегодня хирург – нейролог С. Гупта является одним из главных политиков в области здравоохранения в правительстве Б. Обама, занимая пост General Surgeon. Его сайт, также как и другой известный в Америке сайт Well, аналитика Тары Паркер-Поуп, служит для популяризации современного медицинского знания и привлечения большего количества читателей к обсуждению различных аспектов болезней и здоровья, их социальных последствий и здорового образа жизни.

В России, на сайте газеты «Аргументы и факты» блог «Здоровье» появился в 2007. Анализ комментариев показал низкую заинтересованность в рубрике в самом начале ее существования. Наиболее популярными оказались темы, посвященные проблемам веса, стресса и диет. В целом, блоги по здоровью «Newsland» отличаются от «Аргументы и факты» по качеству предоставляемых и комментируемых материалов и по количеству сообщений читателей.

Таким образом, сопоставительный анализ блога открывает новые возможности и перспективы для межкультурного исследования социально-политического дискурса российских и американских электронных СМИ.