logo search
modern_communication

Любите ли вы демократию? (Оценочный потенциал общественной лексики)

Работа посвящена способам выявления оценочного по­тенциала общественной лексики, что необходимо для опреде­ления замысла говорящего, и способам понимания текста раз­личными адресатами.

Оценочная лексика несет существенную часть смысловой нагрузки в текстах массовой и групповой коммуникации. Чаще всего употребляемые слова понимаются вполне определенно, и если у автора есть сомнения в том, что его оценка понятна со­беседнику, он употребит экспрессивную лексему (коммуняка, дерьмократ, совок). Однако немало слов воспринимается в не­котором сообществе с достаточно определенной окраской, а читатель, этому сообществу не принадлежащий, может не по­нять автора или даже понять в прямо противоположном смысле. В частности, в нашем российском обществе сейчас неопреде­ленно по знаку оценочности слово старый. Если относительно недавно (10-20 лет назад, в том числе и в советский период) это слово в общественно-политиеских употреблениях носило отри­цательны знак в противовес новому, передовому, прогрессив­ному, то в наши дни вполне отчетливо проявляются тенденции использования этого слова для положительной оценки «по ста­рым рецептам», «старые проверенные методы». На примере этого слова хорошо видны два источника оценочной характери­стики лексемы. С одной стороны, характеристика отражает ус­тоявшуюся в языке оценку, которую нельзя понять иначе. Это касается аффиксов (-як. -онк и т.п.) и самих корней (например, погром., обман).

Однако языковая оценка способна меняться под влиянием общественной оценки явления. В наши дни появилось безоце­ночное (и даже положительное) использование таких одно­значно отрицательных (по словарям) слов, как эгоист, хулиган, шалун.

Если же общество оказывается расколото относительно оценки какого-либо общественного явления, вполне могут сосу­ществовать противоположные оценочные характеристики того или иного слова.

Выяснение оценочной характеристики лексемы – необхо­димая часть работы по подготовке материалов политического, а также социального и коммерческого PR. Для этого имеет смысл провести опрос, содержанием которого является психолингвист­ческий эксперимент. Основную часть опроса составляет припи­сывание оценки от пятерки до единицы (в соответствии со школьной традицией) словам из списка, содержащего 20-25 единиц. В качестве проверочных (отражающих искренность от­ветов) использовались слова фашист и (с 2000 г.) террорист, которые в подавляющем большинстве случаев получали оценку «единица». Другая лексика затрагивала реалии актуальной по­литики (демократ, коммунист), политически релевантные мо­менты истории (советский, плановый), лексику, отражающую имущественные отношения (богатый).

Для определения принадлежности автора к той или иной политической ориентации использовались дополнительные во­просы как социально-демографического, так и политического характера («Кого вы хотели бы видеть вашим депутатом?», где среди характеристик называлась и партийная принадлежность).

Результаты экспериментов, проводившихся с 1997г., по­зволяют не только отметить лексику с устоявшейся оценкой в противовес словам, имеющим различные оценки в зависимости от политических пристрастий, но и заметить определенную ди­намику в оценочных характеристиках общественной лексики.

© Борисова Е.Г., Некрасова К.И., 2009

Боярских О.С.

Нижний Тагил, Россия