logo search
modern_communication

Как часть современного политического дискурса

PR – это, прежде всего, политический феномен. В сфере современной политики широко используются PR-технологии. PR в политической сфере способствует оптимизации регулирования властных отношений в обществе. Сейчас главную роль в продвижении политических деятелей и идей играют политическая реклама и политический PR.

PR-дискурс – это явление, с которым любой человек сталкивался в своей жизни, им интересуются как профессионалы в сфере PR, так и обычные граждане. В отечественной лингвистике анализ PR-дискурса стал возможен только в постперестроечное время, поскольку сам PR как коммуно-политический феномен появился в России только после установление демократии.

Определение границ PR-дискурса зависит во многом от того, что понимается под PR и PR-коммуникацией. В узком понимании PR-дискурс ограничен только институциональными формами общения и «образует совокупность всех речевых актов, используемых в политических коммуникациях». PR-деятельность невозможна без участия языка, что определяет их взаимосвязь. С помощью языка PR-представители и все, кто так или иначе, соприкасается с этой сферой, общаются, информируют, указывают, убеждают, иногда даже манипулируют. Необходимо признать, что в настоящее время PR- дискурс признается основным способом осуществления PR- действий. В политологии наблюдается тенденция рассматривать язык не как средство отражения политической реальности, а как компонент политики. Поскольку PR «вышел» из политологии, осуществляется в политики и имеет с ней, несомненно, очень много общего, то можно также говорить, что PR-дискурс – это компонент политического дискурса. PR-дискурс, мы понимаем, как любую передачу сообщений, предназначенную информировать как общественность, так и членов политической организации о чем-либо, устанавливать преимущественно двусторонние коммуникации в обществе для организации и поддержания социальной гармонии, иногда оказывать влияние, например на избирателей во время предвыборной агитации. Таким образом, в пространство PR-дискурса включаются не только формы общения, связанные непосредственно с протеканием PR-отношений, но и любые виды коммуникации, так или иначе связанные с этой областью.

Мы в рамках нашей работы предлагаем два подхода к разграничению PR- дискурса на дескриптивный и критический. Дескриптивные исследования основаны на классической методике риторического анализа публичных выступлений, представленных в трудах Аристотеля, Цицерона, Квинтиллиана. В современной лингвистике один из аспектов дескриптивного подхода связан с изучением языкового поведения споук-персон или профессиональных PR-коммуникаторов: языковых средств, риторических приемов и манипулятивных стратегий, используемых ими в целях убеждения. Другое направление анализа PR-дискурса связано с изучением содержательной стороны PR-текстов и предвыборных листовок и позволяет выявить когнитивные диспозиции отдельных PR-специалистов – ценностные доминанты, выбор стратегии поведения, характер причинно-следственных связей в соответствующих фрагментах картины мира.

Критический подход к лингвистическим исследованиям PR-дискурса нацелен на изучение социального неравенства, выраженного в языке или дискурсе, язык уже рассматривается как средство власти и социального контроля.

Одной из относительно новых парадигм изучения любого дискурса является когнитивный подход, позволяющий перейти от описания единиц и структур дискурса к моделированию структур сознания участников PR-коммуникации. В рамках когнитивного анализа языка также исследуется взаимосвязь языка и идеологии. PR-общение иногда может носить идеологизированый характер, поскольку коммуниканты могут выступать в нем не только как личности, но и представлять самих себя, а как представителей институтов и политических консультантов.

Иногда в различных печатных изданиях можно увидеть не только термин «PR-дискурс», но и близкие термины – «язык PR» и «PR-язык». Если критически проанализировать данные СМИ, учебных пособий и монографий, можно заметить, что они используются как взаимозаменяемые понятия, однако, мы хотим отметить их различие. Чаще всего, под PR-языком подразумевают особую знаковую систему, предназначенную именно для PR-коммуникации: принятия и обоснования социальных решений, обеспечивающих гармонию для общества в целом и выгоды для определенного политического деятеля; или влияния заинтересованных лиц на принятия решений властными структурами, или создания версии для СМИ в условиях кризисной ситуации. Особенностью языка PR является его доступность для понимания практически всеми членами языкового сообщества. Специфика данного языка заключается в использовании средств общенационального языка в соответствии с выполняемыми PR- дискурсом функциями.

PR-дискурс, в отличие от языка PR образуется «совокупностью всех речевых актов, используемых в политических дискуссиях».

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что PR- язык – это язык, используемый для убеждения коммуникантов, с целью изменить их взгляды, представления, образ действия, иногда с использованием манипулятивных средств языка и современных технологий, например нейролингвистического программирования. Это язык, применяемый в манипулятивных целях и выходящий за рамки PR-коммуникации.

© Нечаева Е.А., 2009

Никонова Ю.И.

Якутск, Россия