Причины лингвистических заимствований
Внелингвистические.
Основная причина и вместе с тем условие заимствований из того или иного языка – наличие тесных политических, торгово-экономических, культурных связей между странами, престижность культуры, языка, идеологии страны. Наиболее типичная форма – заимствование слова вместе с обозначаемым им понятием или с соответствующей реалией (автомобиль, конвейер, телевизор, лазер, транзистор, компьютер, файл, маркетинг, дайджест и т.п. «Офис» звучит престижнее, чем «контора», «канцелярия»; «отель» претендует на более высокий статус, чем «гостиница»).
Необходимость обозначить вновь появившийся специальный вид предметов или понятий: фр. «портье» – слуга в гостинице. В науке и технике нередко иноязычный термин отличается от близкого исконного: седативный – успокоительный, имидж – образ. Иноязычному термину отдается предпочтение, т.к. он не отягощен в заимствующем языке многозначностью, добавочными смыслами, ассоциациями. Показательный пример: прекрасный знаток и ревнитель родного языка А.А. Реформатский обосновал предпочтение термину иноязычного (латинского) происхождения «префикс»: т. к. русское «приставка» неоднозначно, – «приставить» к корню можно и спереди, и сзади.
Стремление представителей разных отраслей науки иметь общую, интернациональную терминологию как необходимое условие успешного решения научных проблем. Такова терминология латинского происхождения в медицине. В 1892 г. на международном съезде химиков в Женеве была выработана система международной химической номенклатуры.
Внутриязыковые причины.
Отсутствие собственного эквивалента в родном языке, в том числе терминов: транскрипция, транслитерация, - большинство лингвистических терминов.
Тенденция языка ко всё большей дифференциации языковых средств по смыслу: уют – комфорт, страх – паника.
Связанная с принципом экономии тенденция к замене описательных наименований однословными: бра – настенный светильник; снайпер – меткий стрелок; сервис – бытовое обслуживание; дайджест – периодическое издание, перепечатывающее в сокращенном виде или в виде обзора материалы из других изданий; ас – спортсмен высокого класса, мастер своего дела; шоп-тур – поездка за границу с целью приобретения вещей и т.п.
Главное условие заимствований – наличие билингвов. Заимствование может осуществляться устным и письменным путем, непосредственно из одного языка в другой и через языки-посредники. Для русского языка до конца XVIII в. был характерен преимущественно устный путь. В современном мире благодаря роли СМИ возросла роль письменных каналов заимствования.
Заимствования – органическая составляющая и следствие закономерного и необходимого процесса взаимодействия народов и культур. Многочисленность заимствований в конкретном языке – не признак слабости. Известно, что в английском языке 70% словарного состава – заимствования, в персидском – 50%, в немецком – 25%. Опасность представляют неоправданные, немотивированные заимствования, вытесняющие эквивалентные исконные единицы. Особенно опасны накладываемые на родную речь чуждые интонационные модели, мелодика, а также использование чуждых родному языку синтаксических конструкций, например, английских герундийных в русских газетных текстах. Язык тысячами нитей связан с национальной культурой, с ментальностью народа, способами выражения мыслей и чувств. Язык – историческая память народа, зеркальное отражение его генофонда. Язык – основа лингвистического и этнического самосознания народа.
Грамматика (морфемный и синтаксемный уровни)
Лекция 22-ая
Связь грамматики с другими дисциплинами. Основные категории грамматики: грамматическое значение – грамматическая форма – грамматическая категория.
Термин грамматика греческого происхождения. Первоначально: «грамматика» – искусство красиво писать. Занимает особое место среди лингвистических дисциплин. Строй языка определяется словарем и грамматикой. Грамматику ассоциировали с Изидой или Минервой. «Грамматика владеет даже королями». М.В. Ломоносов: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики». Грамматика Панини (V-IV вв. до н.э.) овеяна ореолом славы.
Като Ломб: «Грамматика – это система. Кто душою и сердцем усвоил грамматику какого-либо языка, кто прошел выучку грамматикой, тот подготовлен к систематизированию во всех областях систематизируемых знаний». Аристотель: в его время главными предметами обучения были грамматика, гимнастика, музыка, иногда рисиование. (Язык – органическая часть окружающего мира). Легенды о роли грамматистов в арабском мире.
Термин «грамматика» многозначен. Грамматика – это 1) грамматический строй языка (морфология и синтаксис). Морфология – все то, что связано со словом: структура, функция и т.д. Основные единицы – морфема и словоформа. Основные единицы синтаксиса – словосочетание и предложение, текст (микро- и макротекст). 2) Это раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка. 3) В узком значении «грамматика имени, глагола, падежа, совокупности грамматических признаков отдельной части речи или категориальной формы. 4) «Грамматика» в словосочетаниях с обозначением какого-то метода («трансфармационная грамматика») – исследование языка в целом, определенных явлений языка с помощью какого-либо метода.
Существует узкое и широкое понимание предмета грамматики.
Узкое: морфология и синтаксис (+ лингвистика текста).
Широкое: все явления фонематического, лексемного, морфемного, синтаксемного уровней в той мере, в какой они представляют системные явления.
Спорный вопрос о словообразовании.
В русском языкознании: А.А. Реформатский включает словообразование в грамматику («реляционные» и «деривационные» значения аффиксов). В.И. Кодухов, Ф.М. Березин, Б.Н. Головин вычленяют словообразование как промежуточный уровень между морфематическим и лексемным. Связь словообразования и синтаксиса как связь лексики и грамматики.
Грамматика связана с фонетикой. Большая часть способов выражения грамматических значений имеет звуковое оформление. Часть этих средств по природе – фонетического происхождения (например, чередование согласных в корневых морфемах имени и глагола в русском языке, аблаут в основных формах сильных и неправильных глаголов германских языков). Просодика – интонация, ударение, паузы – служит средством членения словосочетания и предложения, разграничения коммуникативных типов предложений. Интонация способна придать разный смысл высказываниям с тем же лексическим составом («Тебе сколько лет?») Ударение в слове различает грамматические формы, например им.п. мн.ч. и род.п. ед.ч. (директорА – дирЕктора).
Связи грамматики и лексики наиболее многообразны. Лексика – это «строительный материал», организуемый правилами и средствами грамматики в осмысленные единицы речи. Категория частей речи занимает пограничное положение. Одно и то же значение может выражаться грамматическим и лексическим путем (время, модальность, количество и и т.п.). Выделяются Г-Л поля (функционально-семантические, понятийные поля). Их компонентами являются единицы разных уровней (поле времени, залога, побудительности, количества и др.).
Есть понятия лексикализации грамматикализации значений. (Зимой, кругом, ощупью, внизу – наречия, сформировавшиеся из падежных форм имени существительного – примеры лексикализации, а новые предлоги в русском языке – вследствие, по причине, благодаря, согласно – примеры грамматикализации). Ярчайший пример грамматикализации в историческом процессе эволюции языков – знаменитая «теория агглютинации» Ф. Боппа. Согласно ей флексии личных форм глагола возникли путем «склеивания» глагольных корней индоевропейского праязыка с местоименными. Предполагается, что таким путем возникла вся морфология.
Отечественные германисты различают внешнее и внутреннее воздействие лексического значения на грамматическое значение. Первое состоит в том, что слова в окружении какой-либо словоформы, лексическое значение которых противоположно грамматическому значению словоформы, способны переводить, «транспонировать» эту форму в сферу значений её противочлена. Так возникает, например, историческое настоящее «praesens historicum»: при наличии слов с лексическим значением прошлого предложения-высказывания с глаголом в настоящем времени воспринимаются как относящиеся к прошлому. (Иду я вчера…). Используется для экспрессивной актуализации прошедших действий. Приоритет лексического значения над грамматическим значением.
Внутреннее воздействие лексики на грамматическое значение состоит либо в запрете на образование каких-то грамматических форм, либо в модификации грамматических значений. Запрет обусловливается логическим противоречием между лексическим значением слов определенных разрядов и грамматическим значением какой-то формы. Например, verba meteorologica не образуют форм 1 и 2 л. ед. и мн. числа, форм повелительного наклонения: вечерею, вечереешь, вечерейте…
Значение множественности имен существительных получает разную модификацию. У имен нарицательных исчисляемых это значение множества единичных предметов – от 2-х до бесконечности (книги). У парных существительных это означает «два» (у нее соболиные брови; рукава длинноваты). Для имен вещественных множественность означает разные сорта, виды (английские сукна, армянские коньяки). Форма мн.ч. абстрактных существительных, обозначающих чувства, внутреннее состояние, воспринимается как мысль о разных причинах состояний и о разных обстоятельствах (беды, страхи, печали). Для отглагольных существительных типа «шаги», «вздохи», «рыдания», «прыжки» это значение повторяемости определенных звуков в определенные промежутки времени.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи