Концепт «власть» и специфика его реализации в текстах Древней Руси
К числу важнейших направлений политической лингвистики, интенсивно развивающейся в рамках антропоцентрической парадигмы, относится «рассмотрение отдельных политических концептов в рамках соответствующего языка и национальной культуры» [Чудинов 2006: 9]. Центральным концептом политического дискурса, безусловно, является концепт «власть», так как именно борьба за власть является главной функцией политической коммуникации.
Осмыслению сущности власти посвящено значительное количество трудов по философии, социологии, политологии. В конце ХХ века сложилось даже особое научное направление – кратология (от греческого kratos— «власть, сила, могущество, господство, победа»), предмет которого составляют теоретические и практические проблемы власти. Тем не менее, до сих пор понятие власти не получил однозначного истолкования. Рассмотрение особенностей языкового воплощения власти во многом позволит определить сущность данного феномена.
Концепт «власть» являлся объектом анализа в лингвистических работах, посвященных современному политическому дискурсу (Рожкова 2003, Шейгал, Дроздова 2004). Однако бесспорно, что настоящее – это «следствие прошлого», соответственно, необходимо рассмотреть особенности концепта «власть» в древнерусской культуре, выявить исходные представления о феномене власти.
Лексема власть заимствована в древнерусский из старославянского языка, где она была образована от корня * vold, восходившего к индоевропейскому *ual-d (h), где *ual- означало «иметь силу», «быть сильным» [Черных, I: 157]. Таким образом, в основе идеи власти изначально находилось представление о силе. Анализируя древнерусские тексты, В.В. Колесов отмечает, что власть – «это сила рода (выделено нами – О.К.), которой время от времени наделяют одного из его членов» [Колесов 2000: 282].
Власть является нематериальной по своей природе, потому свободно метафоризируется, обрастает образами.
Наиболее часто в древнерусских текстах власть осмыслялась как физический предмет с четкими границами, который мог «уместиться в руках и быть перемещаемым в пространстве» (о наличии подобной метафоры в современных текстах см. Бессонова 2005). Власть в древнерусских текстах, подобно предмету, становится объектом манипуляций. Прежде всего, властью обладают, ее держат в руках: держали всю власть родственники Феодоры (Из Хроники Константина Манассии). Власть дают, даруют: Отецъ его всю великую власть Руския державы по смерти своей ему дарова (Казанская история). В данном случае мы видим добровольный и легитимный характер передачи власти, она передается от отца к сыну.
Соответственно, законный наследник данную ему власть принимает: А князю же великому Борису Александровичу власть приимше тфѣрскаго чиноначальства (Инока Фомы слово похвальное). В ряде случаев власть, подобно ценному имуществу, отнимается у законных правообладателей: от бога державу, данную мии от прародителей наших, под свою власть отторгосте (Первое послание И. Грозного А. Курбскому).
Власть прельщает человека, вызывает стремление обладать этим сокровищем: Святопълкъ оканьный явися законопрестоупьно… властию прельстивъся (Мин 13. Июль). Именно стремление я власти становилось причиной войн, ссор и раздоров: Въстави дьяволъ вражду… .. Стпополка на Бориса и ГлЬба власти ради (Лаврентьевская летопись).
Власть может представать в древнерусских текстах как некий артефакт, т.е. предмет, созданный руками человека. Это может быть предмет опасный, способный нанести разрушения, например, нож: Плутархъ. Притча глаголеть: дЬтемъ ножа не давай; азъ же рьку: ни дЬтемъ богатьства, ни мужемъ ненаказанымъ силы и власти подавати (Пчела). В данном случае выражается идея ответственности, особой природы власти, под силу с которой справиться только сильному и мудрому человеку, в руках же прочих власть разрушительна.
Власть в Древней Руси воспринималась в большинстве случаев не как обычный предмет, а как предмет, данный Богом, полученный в качестве высшего дара, таким образом, феномен власти приобретал сакральную окраску: И не вЬси, оканьнЬ, Божия смотрения: даеть власть ему же хощеть, поставляеть цесар и князя Вышнии (Рассказ о преступлении рязанских князей). Именно такой характер обретения власти позволял правителю осознавать собственную правоту: Динара же царица …глаголя: «Еже ми повелѣваеши не дрьжати власти, но не от тебя бо прияхъ ю́, но от Бога ми дано свыше (Повесть о царице Динаре).
Представления о власти в древнерусской культуре также связаны с пространственной характеристикой. Власть в народном сознании отчетливо ассоциировалась с высотой, верхней планкой шкалы. Данная особенность, по-видимому, является универсальной, так как Дж. Лакофф и М. Джонсон отметили в американской лингвокультуре существование ориентационной метафоры 'обладание властью или силой ориентирует верх; подчинение власти или силе – низ' [Лакофф, Джонсон 1990: 412]. Представления о ‘высоте’ власти реализуются в древнерусских текстах достаточно разнопланово. Это может быть непосредственное сочетание высота власти: овЬх убо тЬм на высоту властей възводити, овЬх же оттуду въ послЬднее низлагати безчестие и безславие (М. Грек, Послание о Фортуне), либо сочетание лексемы власть с предлогом подъ. Так, все зависимые объекты находятся под властью, т.е. занимают положение ниже нее: Бытии подъ властию сущихъ подъ властию црства нашего (Лаврентьевская летопись). Лишение власти предстает в тексте как свержение с нее, т.е. как некий спуск с высоты вниз: гордыя съ власти сверже, а смиренныя на престолЬ со собою посади, но и еще же и иныя власти, не покоряящаяся ему, но покорны сътвори (Инока Фомы слово похвальное).
Изученный материал позволяет отметить ряд специфических черт концепта «власть» в древнерусской культуре: 1. Власть в данный период осмысляется как предмет, дар, имеющий высокую ценность и являющийся объектом различных манипуляций. Таким образом, смысл власти видится преимущественно во владении (владеть и власть – слова одного корня). В современной же культуре наблюдается антропоморфизм власти (ср. в рус. власть заявляет, берет на себя ответственность, контролирует и т.д.), т.е. постепенно она превращается в некий самостоятельный организм со своей особой жизненной логикой. 2. Концепт «власть» в древнерусской культуре имел ярко выраженную религиозную окраску, причем даже в том случае, когда речь шла государственной, а не божественной власти, так как правитель рассматривался лицо, имеющее власть от бога и реализующее его волю на земле. Данная особенность обусловлена особенностями менталитета средневекового человека и религиозным характером древнерусской культуры в целом. Выявленные особенности не являются единственными, описание же всего комплекса специфических черт концепта «власть» в древнерусской культуре требует отдельного исследования.
- Содержание
- Лингвистическая экспертиза: опасность семантической валентности
- Литература
- К вопросу о развитии жанра официального веб-сайта в современном политическом дискурсе
- Литература
- Политика противопожарной безопасности в сми
- Образ России в зеркале концептуальной метафоры (на материале политического телешоу «к барьеру»)
- Любите ли вы демократию? (Оценочный потенциал общественной лексики)
- Речевые приемы коррекции модели мира адресата в политическом дискурсе (на примере предвыборных агитационных материалов кандидатов на пост главы города Нижний Тагил, 2008 г.)
- Литература
- Лингвистическая советология в годы холодной войны1
- Блогосфера: особенности политического дискурса
- Имплицитное представление политического в таблоидных изданиях
- Метафорическая модель «Мигрант – это раб»
- Литература
- Прецедентные имена советских политических лидеров в поэзии ю. Шевчука
- Литература
- Советские прецедентные феномены
- Образ молодежи в политической коммуникации кпрф
- Речевое воздействие комикса как средства политической коммуникации
- Литература
- Реализация образовательной политики в британских и российских сми
- Коммуникативные стратегии и тактики в дискурсе «восьмидневной войны»
- Образы старых и новых «хозяев жизни»: концепты светский и гламурный в современном русском языке
- Языковые средства выражения оценки в современном российском официальном политическом дискурсе
- Литература
- Интент-анализ грамматических категорий в политических текстах
- Литература
- Авторитет ученого и частный случай расширения значения слова и сферы его употребления в современной общественно-политической жизни
- Литература
- Языковая политика в Республике Казахстан
- Литература
- Дискурс извинения в японо-китайский отношениях по вопросу военного конфликта в Нанкине
- Литература
- Языковые средства оценки общественно-политической жизни в россии (на материале французских политических дискурсов)
- Культурно-языковой знак как единица лингвокультурологического исследования политического дискурса
- Литература
- Стереотипы в предвыборных текстах
- Литература
- «Кремлевский репортаж» начала XXI века: метаморфозы жанра
- Литература
- Фамильярность как характерная черта современного российского политического дискурса
- Литература
- Политический подтекст околонаучных текстов, адресованных в управленческие структуры региона
- К вопросу о метафоре сосед в публицистическом дискурсе казахстана
- Литература
- Речевое преступление как проявление конфликтности политической коммуникации
- Литература
- Персональные сайты пермских политиков глазами лингвиста1
- О структуре имиджа лидера в американском политическом дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Речевая агрессия как следствие агональности политического дискурса
- Литература
- Ирония в политическом интервью
- Литература
- О лингвитическом исследовании политической метафоры
- Quid hoc hominis est? // Что это за человек? (этнокультурный портрет президента Латвии в. Вике-Фрейберги)
- Концепт «власть» и специфика его реализации в текстах Древней Руси
- Литература
- «Концепты «Власть», «Страх» в политическом дискурсе сталинской эпохи (конец 20-х – начало 50-х годов хх века)»
- Литература
- Стилистическая модальность текста политической направленности
- Список цитированных текстов
- Конфликтное коммуникативное поведение собеседников в политическом интервью
- Литература
- Фразеологические вкрапления как средство создания выразительности в речи современных политиков
- Литература
- Метафоричеcкий образ Грузии на британских сайтах
- Метонимия в политических текстах
- Краткий сравнительный анализ отражения концепта «Власть» в русском фольклоре и сознании современного человека начала XXI века
- О принципах типологии советизмов
- Праворадикальный политический дискурс современной Великобритании
- Литература
- Формирование современного образа россии в текстах зарубежных сми
- Лошади в политическом обзоре
- Литература
- Проблема факта в политической коммуникации
- Литература
- О чем говорит «золотая середина» медиа-политического текста?
- О динамической модальности в политическом дискурсе
- Социальная политика здравоохранения: анализ американских и русских блогов
- Интернет-документы:
- Прецедентность как составляющая речевого портрета
- Как часть современного политического дискурса
- Оценочная метафора в фельетонах на политические темы
- Литература
- Фреймы низкой степени имплицитности в дискурсе костанайских политиков
- Литература
- Дискурс-анализ межкультурного конфликта
- Антропоморфизм власти (особенности концептуального анализа)
- Политические метафоры: особенности публицистического дискурса
- Репрезентация слота «деятельность компании» в англоязычных бизнес-новостях
- Гендерные стратегии в предвыборно-агитационном длискурсе
- Обсуждение егэ: коммуникативная компетенция представителей власти и общественности
- Роль метафоры в политической коммуникации1
- Политический роман в современной политической коммуникации
- Англоязычные политические аббревиатуры в русском политическом дискурсе
- О современных лингвистических терминах языковой игры в политической речи
- Литература
- Стертая антропоморфная метафора как средство формирования языковой политической модели мира
- Литература
- Время сновидений: нарратив войны в латышской политической логосфере
- Роль мемуаров в создании политического имиджа
- Литература
- Какого цвета кризис в России?
- Подходы к убеждению в западной коммуникативистике
- «Молочный конфликт» между Россией и Белоруссией в освещении сми: от войны к миру
- Концептуализация зла в политическом дискурсе России и сша
- Слова президента: к вопросу о языковом взаимодействии николя саркози и современного французского общества
- Интертекстуальные игры в медиа-политическом дискурсе
- Персуазивные риторические средства в политических плакатах (на материале плакатов гдр)
- Литература
- Особенности реализации коммуникативных стратегий в предвыборном дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Некоторые особенности концептов президент и president
- Литература
- Болгарские выборы на фоне глобального кризиса
- Отзоонимные прилагательные в современных сми
- Прецедентные феномены со сферой-источником «Политика» в рекламном дискурсе
- Литература
- Цитаты из анекдотов в постсоветском политическом дискурсе
- Казахстанская монархическая метафора
- Сведения об авторах
- «Современная политическая коммуникация»
- 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26