logo search
modern_communication

Концепт «власть» и специфика его реализации в текстах Древней Руси

К числу важнейших направлений политической лингвистики, интенсивно развивающейся в рамках антропоцентрической парадигмы, относится «рассмотрение отдельных политических концептов в рамках соответствующего языка и национальной культуры» [Чудинов 2006: 9]. Центральным концептом политического дискурса, безусловно, является концепт «власть», так как именно борьба за власть является главной функцией политической коммуникации.

Осмыслению сущности власти посвящено значительное количество трудов по философии, социологии, политологии. В конце ХХ века сложилось даже особое научное направление – кратология (от греческого kratos— «власть, сила, могущество, господство, победа»), предмет которого составляют теоретические и практические проблемы власти. Тем не менее, до сих пор понятие власти не получил однозначного истолкования. Рассмотрение особенностей языкового воплощения власти во многом позволит определить сущность данного феномена.

Концепт «власть» являлся объектом анализа в лингвистических работах, посвященных современному политическому дискурсу (Рожкова 2003, Шейгал, Дроздова 2004). Однако бесспорно, что настоящее – это «следствие прошлого», соответственно, необходимо рассмотреть особенности концепта «власть» в древнерусской культуре, выявить исходные представления о феномене власти.

Лексема власть заимствована в древнерусский из старославянского языка, где она была образована от корня * vold, восходившего к индоевропейскому *ual-d (h), где *ual- означало «иметь силу», «быть сильным» [Черных, I: 157]. Таким образом, в основе идеи власти изначально находилось представление о силе. Анализируя древнерусские тексты, В.В. Колесов отмечает, что власть – «это сила рода (выделено нами – О.К.), которой время от времени наделяют одного из его членов» [Колесов 2000: 282].

Власть является нематериальной по своей природе, потому свободно метафоризируется, обрастает образами.

Наиболее часто в древнерусских текстах власть осмыслялась как физический предмет с четкими границами, который мог «уместиться в руках и быть перемещаемым в пространстве» (о наличии подобной метафоры в современных текстах см. Бессонова 2005). Власть в древнерусских текстах, подобно предмету, становится объектом манипуляций. Прежде всего, властью обладают, ее держат в руках: держали всю власть родственники Феодоры (Из Хроники Константина Манассии). Власть дают, даруют: Отецъ его всю великую власть Руския державы по смерти своей ему дарова (Казанская история). В данном случае мы видим добровольный и легитимный характер передачи власти, она передается от отца к сыну.

Соответственно, законный наследник данную ему власть принимает: А князю же великому Борису Александровичу власть приимше тфѣрскаго чиноначальства (Инока Фомы слово похвальное). В ряде случаев власть, подобно ценному имуществу, отнимается у законных правообладателей: от бога державу, данную мии от прародителей наших, под свою власть отторгосте (Первое послание И. Грозного А. Курбскому).

Власть прельщает человека, вызывает стремление обладать этим сокровищем: Святопълкъ оканьный явися законопрестоупьно… властию прельстивъся (Мин 13. Июль). Именно стремление я власти становилось причиной войн, ссор и раздоров: Въстави дьяволъ вражду… .. Стпополка на Бориса и ГлЬба власти ради (Лаврентьевская летопись).

Власть может представать в древнерусских текстах как некий артефакт, т.е. предмет, созданный руками человека. Это может быть предмет опасный, способный нанести разрушения, например, нож: Плутархъ. Притча глаголеть: дЬтемъ ножа не давай; азъ же рьку: ни дЬтемъ богатьства, ни мужемъ ненаказанымъ силы и власти подавати (Пчела). В данном случае выражается идея ответственности, особой природы власти, под силу с которой справиться только сильному и мудрому человеку, в руках же прочих власть разрушительна.

Власть в Древней Руси воспринималась в большинстве случаев не как обычный предмет, а как предмет, данный Богом, полученный в качестве высшего дара, таким образом, феномен власти приобретал сакральную окраску: И не вЬси, оканьнЬ, Божия смотрения: даеть власть ему же хощеть, поставляеть цесар и князя Вышнии (Рассказ о преступлении рязанских князей). Именно такой характер обретения власти позволял правителю осознавать собственную правоту: Динара же царица …глаголя: «Еже ми повелѣваеши не дрьжати власти, но не от тебя бо прияхъ ю́, но от Бога ми дано свыше (Повесть о царице Динаре).

Представления о власти в древнерусской культуре также связаны с пространственной характеристикой. Власть в народном сознании отчетливо ассоциировалась с высотой, верхней планкой шкалы. Данная особенность, по-видимому, является универсальной, так как Дж. Лакофф и М. Джонсон отметили в американской лингвокультуре существование ориентационной метафоры 'обладание властью или силой ориентирует верх; подчинение власти или силе – низ' [Лакофф, Джонсон 1990: 412]. Представления о ‘высоте’ власти реализуются в древнерусских текстах достаточно разнопланово. Это может быть непосредственное сочетание высота власти: овЬх убо тЬм на высоту властей възводити, овЬх же оттуду въ послЬднее низлагати безчестие и безславие (М. Грек, Послание о Фортуне), либо сочетание лексемы власть с предлогом подъ. Так, все зависимые объекты находятся под властью, т.е. занимают положение ниже нее: Бытии подъ властию сущихъ подъ властию црства нашего (Лаврентьевская летопись). Лишение власти предстает в тексте как свержение с нее, т.е. как некий спуск с высоты вниз: гордыя съ власти сверже, а смиренныя на престолЬ со собою посади, но и еще же и иныя власти, не покоряящаяся ему, но покорны сътвори (Инока Фомы слово похвальное).

Изученный материал позволяет отметить ряд специфических черт концепта «власть» в древнерусской культуре: 1. Власть в данный период осмысляется как предмет, дар, имеющий высокую ценность и являющийся объектом различных манипуляций. Таким образом, смысл власти видится преимущественно во владении (владеть и власть – слова одного корня). В современной же культуре наблюдается антропоморфизм власти (ср. в рус. власть заявляет, берет на себя ответственность, контролирует и т.д.), т.е. постепенно она превращается в некий самостоятельный организм со своей особой жизненной логикой. 2. Концепт «власть» в древнерусской культуре имел ярко выраженную религиозную окраску, причем даже в том случае, когда речь шла государственной, а не божественной власти, так как правитель рассматривался лицо, имеющее власть от бога и реализующее его волю на земле. Данная особенность обусловлена особенностями менталитета средневекового человека и религиозным характером древнерусской культуры в целом. Выявленные особенности не являются единственными, описание же всего комплекса специфических черт концепта «власть» в древнерусской культуре требует отдельного исследования.