Лексическая типология языков
Для типологии лексических систем языков значимы в первую очередь признаки:
1) Объем словарного фонда сравниваемых языков. В бесписьменных языках или диалекте «лексический минимум» языкового коллектива примерно 10000 слов. Средний по объему толковый словарь: в англ. - 130 тыс. слов, в рус. - 120 тыс. слов, в чеш. - 250 тыс. слов, в нижнелужицком - 40 тыс. слов, в верхнелужицком - 60 тыс. слов.
2) Семантико-тематическая структура лексики. В лексике архаических социумов поразительно много названий для всего конкретного, единичного. Но магистральный путь развития лексического состава у цивилизованных народов – развитие абстрактной лексики. Глобальность современной цивилизации и информационных процессов приводят к значительной унификации лексико-тематического состава лексики и нивелированию индивидуальных различий языков современные языки различаются не столько наличием/отсутствием тех или иных пластов лексики, сколько происхождением и этноязыковой оболочкой этих слов. Например, компьютерная лексика. В англоязычных странах эта лексика «своя» (ср. chip, file…) В русском языке она заимствованная, в словенском ее «одомашнили» путем калькирования.
в 3) Наличие и глубина стилистической дифференциации словаря языков. Лексика бесписьменных языков и диалектов стилистически однородна. Первые функционально-стилистические оппозиции форм общения складывались на основе различения, с одной стороны, обиходного общения и, с другой стороны, речи, обращенной к высшим силам (молитвы, проклятия, клятвы). Чем старше литературный язык, чем богаче его письменная литературная традиция, тем богаче, тоньше, определеннее спектр стилистических противопоставлений стилистических средств, – например, во французском языке по сравнению с русским (Ю.С. Степанов).
4) Источники новых обозначений и сравнительная продуктивность разных средств пополнения словаря языка. Существует четыре способа пополнения словаря:
Морфемная деривация (образование слов с помощью префиксов, суффиксов...);
Семантическая деривация (расширение многозначности слова путем переносов – метафора, метонимия, расширение, сужение, ухудшение, улучшение и пр.)
Образование устойчивых словосочетаний;
Заимствование.
В целом продуктивность каналов пополнения словаря определяется типом языка, особенно на морфемном и фонологическом уровнях. В разные исторические эпохи в одном и том же языке продуктивность различных средств может быть различной. Для языков неизолирующего типа характерна морфологическая деривация. Продуктивность заимствований в том или ином языке зависит от группы факторов. Это:
Характер контактирования языков;
Своеобразие языковой ситуации;
Лингвистическая идеология общества;
Внутриструктурные особенности языка-реципиента.
Лексические заимствования, видимо, есть во всех языках, но в разной мере. Препятствуют интенсивности заимствований обособленное (например, островное) географическое положение государства, сильные изоляционистские и националистические настроения в общественном сознании, приводящие, в частности, к языковому пуризму. Внутриязыковые ограничения связаны с фонетико-морфологическими трудностями восприятия чужого слова. Однако главным барьером служит идеология общества. Китай – «закрытая» страна. Поэтому в китайском языке так мало заимствований (И. Н. Горелов, 1979: около 200 слов из санскрита, около 900 – из тибетского, монгольского, манчжурского и из западных языков; по преимуществу – научно-технические термины). Значительно больше – тысячи заимствований в Японии, островной стране с языком изолированного типа, не менее «экзотическим» с точки зрения носителей европейских языков.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи