logo search
filologi_1_kurs / Vvedenie_v_yazykoznanie лекции

Семинарское занятие № 14.

Тема: Грамматические способы

Вопросы и задания.

  1. Дайте сравнительную характеристику освещения и подачи материала по теме в разных источниках (полнота, ясность, точность, иллюстрированность примерами).

  2. Специфика грамматики в сравнении с другими сферами языка. Основные понятия грамматики: грамматическая форма и грамматическое значение. Отличие последнего от лексического значения.

  3. Чем объясняется расхождение в количестве грамматических способов у разных авторов. Что А.А. Реформатский понимает под реляционными и деривационными отношениями? Какие соображения свидетельствуют против причисления деривационных отношений к грамматике?

  4. Назовите (напишите на доске) все грамматические способы и охарактеризуйте их, проиллюстрировав примерами из разных языков.

  5. Как можно сформулировать связь между фузией и агглютинацией? (Принцип…?) Объясните их специфику.

  6. Объясните механизмы упрощения и перераспределения, характерные для фузии.

  7. Дайте определение внутренней флексии. Для каких языков она характерна? Назовите и охарактеризуйте три вида внутренней рефлексии, наиболее ярко представленные в немецком языке. Как внутренняя флексия представлена в русском языке? Английском? Латинском?

  8. Правильно ли будет утверждение, что каждый язык характеризуется определенным грамматическим способом? Докажите примерами из соответствующих языков. Сформулируйте соответствующий вывод.

  9. Какие расхождения терминологического характера вы заметили в разных источниках? Какие из них имеют принципиальное значение?

Литература

  1. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001, с. 187-219.

  2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2003, глава VII, § 3.

  3. Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. М., 2006, глава IV, § 1-3.

  4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. Глава IV, § 43-55.

  5. Приложение № 1, тексты № 17, 18, 25.