logo search
modern_communication

Какого цвета кризис в России?

Вторая половина 2008 г. войдет в историю тем, что мир стал жить в условиях финансово-экономического кризиса, который втянул в свою орбиту практически все государства и Россию в том числе. Термин мировой финансово-экономический кризис прошел путь от слова-фантома до слова-символа современной действительности в национальном языковом сознании меньше чем за год, и поэтому стал центром активного метафорического притяжения. Для выяснения того, с чем ассоциируется понятие мировой финансово-экономический кризис у россиян, нами был проведен анкетный опрос 164 студентов 1-4 курса педагогического университета г. Екатеринбурга. Данная аудитория была выбрана в качестве респондентов потому, что именно молодые люди наиболее мобильно и остро схватывают «дух времени», творчески подходят к языковым фактам, и поэтому они, на наш взгляд, создали в своих ответах реальную картину метафорического представления о том, что такое кризис в обыденном языковом сознании.

В результате анализа анкет было выявлено, что в качестве сфер-источников когнитивных метафор выступают традиционные субсферы «Социум», «Человек», «Природа» и «Артефакты».

В концептуальное сферу термина мировой финансово-экономический кризис входят такие понятия как инфляция, безработица, снижение уровня жизни, обесценивание денег, рост цен, девальвация ценных бумаг, разорение предприятий. Основное количество респондентов приводят именно эти ассоциации в качестве слов-рефлексий на предложенный стимул (58%), хотя их можно рассматривать в качестве социальных метафор только в совокупности с остальными образами: У моей семьи денежные трудности, я пошла работать, чтобы помочь матери; Не хватает денег на учебу; Нет денег на мобильнике; Пенсионерам трудно, у них тоже инфляция; Банкиры ездят на метро, а блондинки вынуждены ходить на работу целую неделю в одном платье.

Собственно метафорические модели в субсфере «Социум» представлены криминальными метафорами: кризис – это воровство, грабеж, насилие, преступность, наркомания (10%) и игровой метафорой (2 реакции): Мировой кризис – это игра, игра держателей мировой экономики, которые периодически устраивают подобные встряски, чтобы поток капиталов не переставал течь в их карманы.

Представляет интерес фрейм «Виновники кризиса» в социальной метафоре. Данный фрейм вполне естественно вписывается в рассматриваемую субсферу: если есть явление, то оно должно быть кем-то или чем-то вызвано. И виновникoв кризиса 3% респондентов видят в Америке и ее лидерах. Ср.: Проклятая Америка и Уолл-Стрит – вот что такое кризис. Сидят американцы и радуются; Буш, Обама, президенты; Толстый американец в типичном костюме капиталиста. У него красные полные щеки, а на лице довольная улыбка; Во всем виноват доллар и все эти экономисты. Подобное метафорическое осмысление иностранца как врага, источника всех бед исторически типично для русской ментальности. Кроме того, виновниками всех бед студенты считают средства массовой информации (2%): кризис только в прессе, они бы не кричали – все было бы хорошо; Кризис в головах, в СМИ, надоели, целый день только одно и слышишь.

Морбиальная метафора лидирует в качестве источника метафорической экспансии в субсфере «Человек» (10% ответов): кризис в сознании студентов ассоциируется с болезнью, это эпидемия, нервозность, паранойя, моральная депрессия, отчаяние, суетливость, самоубийства, страх, паника, головная боль, постоянные ссоры. Ср.: Язва, от которой не просто избавиться; В кризис человек болен, он теряет себя как личность, он боится, что не может обеспечить семью; Кризис – это эпидемия свиного гриппа, т.к. о них говорят во всех СМИ.

Исходная понятийная область «Природа» представлена следующими метафорическими моделями:

1. Метеорологическая метафора (6%). Кризис сравнивается с природным катаклизмом, стихийным бедствием, молнией, осенью, серой и мрачной, темнотой, туманом. Ср.: Ясная погода, солнце светит, беззаботная жизнь… Вдруг темнота, серо, туман. Все неясно, ничего не видно. Люди в растерянности, им не ясно, как дальше выживать. Будущего яркого не предвидится – туман охватил все. Мировой экономический кризис – туман, но рано или поздно он рассеется!

2. Зооморфная метафора. Образы животных наиболее традиционны в отечественной метафористике, поэтому ответы 6% опрошенных студентов отражают ассоциативные представления о кризисе как о естественном отборе в природе, когда выживает сильнейший; ползающих червяках; крысах, бегущих с тонущего корабля; чудище с большим количеством щупалец, по котором стекаются деньги. Ср. также: Бежали-бежали неизвестно куда – и оп! – кризис. И, как страус, – голову в песок бух! И показали всем задницу.

Субсфера «Артефакты» как источник метафорического осмысления действительности отмечена у 8% испытуемых. Здесь выделяются следующие модели:

1. Кризис - особого рода механизм. Шлагбаум (остановка каких-либо процессов в стране); морозильная камера; якорь, заставляющий сидеть на месте; черно-белое кино; гиря, тянущая вниз; светофор, у которого всегда горит желтый свет, потому что при красном – пожар, при зеленом – свобода, а так – и не туда, и не сюда.

2. Кризис – искусственно созданное препятствие: яма-канава, вырытая самими людьм. Перепрыгнуть не можем – широко, обойти не можем – длинная. Вот и приходится опускаться в эту яму, чтоб потом выбираться из нее; большой тоннель, в котором скопилось много людей: они думали, что идут к выходу, а оказалось – тупик; Кокон, из которого мы никак не можем выбраться.

4. Метафора дома. Дом как важнейший культурный концепт в человеческой культуре издревле использовался как источник метафорической экспансии, поэтому в ответах студентов приводятся ассоциации, уподобляющие кризис разрушенному дому, разграбленным домам в Чернобыле, домам без фундаментов; Пустой дом, из которого сбежали люди. А выход из кризиса респонденты видят в строительстве нового дома всем вместе, дружно, всей страной.

3. Кулинарная метафора. Ср.: Пересолили? Или пересластили? Хотели сварить варенье, а получили бурду типа браги; Кризис – это гречневая каша с тушенкой: брюхо сыто, но невкусно.

Метафора, с одной стороны, субъективна (не случайно почти во всех анкетах испытуемых встречаются фразы для меня, по моему мнению, предваряющие ассоциации), но, с другой стороны, отражает бессознательное мировосприятие социума, формирующееся под влиянием национальной традиции и политической действительности. В соответствии с представлениями современной когнитивной семантики, метафорическое моделирование – это отражающее национальное самосознание средство постижения, рубрикации, представления и оценки действительности в народной ментальности. Поэтому результаты проведенного исследования дают возможность воссоздать картину того, как представляется мировой финансово-экономический кризис в языковом сознании российской молодежи.

Картина получилась достаточно мрачной, написанной в серо-черно-фиолетовых тонах, но… Есть в ней и штрихи яркой палитры. Кризис – это возможность изменения; профилактика; разбор полетов; смех и анекдоты, юмор Задорного – это почва для увядания кризиса; Эту беду допустили люди, они же должны приложить все усилия, чтобы ее решить; Кризис – это встряска сознания общества, побуждающая пересмотреть свои вкусы и аппетиты. Спад всегда сменяется подъемом – и этот кризис не исключение. Все, что ни делается – к лучшему

© Суспицына И.Н., 2009

Сухарева О.Э.

Тюмень, Россия