logo search
kogn_aspect

Концептуально-семантический анализ художественного текста как средство моделирования авторского сознания л. О. Бутакова

Омский государственный университет

авторское сознание, смысл, концепт, концептосфера, смысловое поле, когнитивно-семантический анализ, модель

Summary. The article is devoted to the problem of building the texts based author’s consciousness model. The model is understood as a second subject-object symbolic construction, having objective basic features. But at the same time reflecting the recipient’s subjective opinion. The author’s consciousness being a text organizing center is formed by the main reflection way and presented in the system of concepts by means of mental, associative, emotive dominants. This special text’s category is understood as a particularly creative form of mental reflection and can be presented as a model.

Современные подходы к тексту как динамическому вербально-невербальному объекту, порожденному единым сознанием и несущему во всей своей материи его черты, позволяет решать проблемы его когнитивной, смысловой и коммуникативной цельности с помощью применения категории авторское сознание. Концептуально-смысловая категория авторское сознание является динамической моделью сознания реального автора-человека, может быть проанализирована через формы репрезентации в тексте с помощью концептуально-семантического анализа. Ее следует определить как со­вокупность внутренне упорядоченных, изоморфных друг другу когнитивной, коммуникативной, эмотивно-смысло­вой систем, репрезентированных в тексте. Ее описа- ние — специфическая модель по данным текста — комплекс схематично изображенных, с учетом специфики самоорганизации знаковой структуры текста, внутренне упорядоченных, изоморфных друг другу когнитивной (концепта, концептосферы, абстрактных когнитивных моделей), коммуникативной и гомоморфной им эмотивно-смысловой систем.

Об авторском сознании как когнитивно доминирующем центре мы можем судить по результатам вычленения доминантных и периферийных смыслов, концептов, концептуальных систем (концептосфер) через формы их типичной для данной художественной модели репрезентации, в конечном итоге — по вербальным знакам, представляющим когнитивно-языковую организацию речевого произведения. Изучение текста с такой точки зрения означает исследование способов его концептуального устройства, т. е. такого функционального механизма, который передает особенности авторского взгляда на мир в структурах конвенциональных и индивидуальных моделей, и такой цельной художественно созданной формы, которая воплощает авторские субъ­ективные смыслы с помощью значений «тел знаков»

___________________________________

Так, например, в класс качественных попадают прилагательные типа гнедой (поскольку у него непроизводная основа) или женатый (поскольку возможна краткая форма женат) и пеший, хотя понятно, что данные прилагательные никоим образом не выражают «степень интенсивности признака».

2 В подтверждение перспективности отказа от дискретной классификации прилагательных отметим, что как одно из немногочисленных «свойств» относительных прилагательных часто указывается их возможное употребление в качественном значении. При наличии континуальной шкалы, выстраивающей прилагательные от прототипически относительных к прототипически качественным, данная особенность может рассматриваться как полноценное свойство ряда прилагательных, не мешающее классификации, а, напротив, задающее их местоположение на шкале.

всех возможных уровней. Его итог — модель, имеющая иерархическое строение в силу иерархичности прототипа. Как целостная система она может быть воссоздана с помощью последовательного построения «этажей» иерархии, где «внизу» будет находиться концепт, а «наверху» — совокупность абстрактных когнитивных моделей, организующих всю систему как таковую. При­чем сама иерархия динамична, а не жестко статична, организована разносторонним движением смыслов в смысловой системе индивида и подобным движением значений языковых единиц, представляющих их в тексте. Это не просто создает пересекаемость концептов в пределах смысловых полей и самих полей в пределах текстов, но и позволят одним и тем же смыслам быть связанными с разными фреймами, сценариями, одним и тем же фреймам наполняться разными субъективными и конвенциональными смыслами. Построение общей мо­дели в системном аспекте будет подчиняться принципам иерархичности, системности, должно учитывать обязательное присутствие доминантных смыслов, их соотношений с остальными субъективными личностными смы­сла­ми, типами связей конкретных концептов и смы­сло­вых полей. Структурная организация модели будет пред­ставлять собой совокупность ядерно-периферийных структур концептов (фреймов), способов их взаимосвязей, структур концептосфер (ситуационных моделей), способов их взаимосвязей и структур когнитивных мо­делей, индивидуально используемых автором текста (тек­стов). Путь «снизу — вверх» (от менее абстрактного — к более абстрактному) пронизывает и построение системы, и моделирование структуры. В первом случае это означает перемещение от моносистемы (концепта) => к макросистеме (концептосфере) => к мегасистеме (аб­стракт­ным моделям). Во втором — передвижение от министруктуры (фрейма) => к макроструктуре (си­туационным моделям) => к мегаструктуре (астрактным схемам).

Методика построения целостной модели — поэтапное смысловое моделирование ядерно-периферийной иерар­хи­ческой структуры когнитивной сферы, гомоморфной ей структуры эмотивно-смысловой сферы, коммуникативной и знаковой структур текста. В основании такой методики — выделение в качестве элементарной единицы субъективного смысла, базовой функциональной единицы — концепта (объемного смыслового образования), соотнесение принципов смысловой организации и знаковой самоорганизации текста. На основе психолингвистической и философской точек зрения [Па­ви­ленис, 1983, 1986; Пищальникова, 1996, 1999] под концептом мы понимали объемное ментальное образование (моносистему), имеющее конвенциональную природу, схематично отражающее логическую последовательность мнений, представлений, понятий индивида об определенном фрагменте действительности, «пропущенное» сквозь его ценностно-нормативную систему, несущее отпечаток его субъективной концептосферы и имеющее вербальную форму выражения в речи. Ценностно-нор­мативный компонент, выступающий «фильтрующим устройством» для остальных элементов концепта, придает им личностный вид. Концептосферой мы считали систему (полисистему) взаимообусловленных, взаимосвязанных на вербальном и абстрактно-логическом уровнях концептов индивида как представителя этнического и социального коллектива, репрезентированных в его речевых произведениях любой величины и коммуникативной направленности.

Этапы моделирования:

1. построение структуры концептов с помощью описания значений выявленных в тексте вербальных форм акцентного авторского представления их составляющих (понятийной, предметной, эмоциональной, образной, ассоциативной, оценочной); выделение среди них ядерных и периферийных; оценка выбора приоритетных смыслов, средств их репрезентации, способов и степени трансформации использованных для этого языковых знаков; привлечение для этих целей смыслового, семантического анализов и структурного фрейм-анализа;

2. построение аналогичным образом эмотивно-смысловых концептов с учетом доминантной и производной эмоции текста, способов их преимущественной репрезентации с помощью языковых знаков; установление качества, степени, способов создания гомоморфности объектов друг другу; установление ядра и периферии смысловых и эмотивных полей текста, способов взаимоотношений концептов в их пределах с помощью семного и семантического анализов;

3. конструирование структуры концептосферы ав­тор­ского сознания на основе выделенных концептов, выявления качества и форм осуществления вербальных и предметно-логических связей между ними с помощью семантического, концептуального, логического и «стру­к­турно-ситуационного» анализов;

4. описание абстрак­тно-логических когнитивных способов взаимного сосуществования концептов, концептосфер, смысловых и эмотивно-смысловых полей в тексте на базе выявления способов вербального и иного представления с помощью семантического, денотативного и предметно-ло­гического анализов.

5. построение коммуникативной стру­ктуры текста с помощью определения особенностей ком­муникативной модели, установления ведущих и вспо­могательных видов, форм коммуникации в поэтическом и прозаическом текстах на базе использования коммуникативно-дейктического анализа; форм коммуникативной организации основного повествования, его трансформации, речи главных и периферийных персонажей, диалогичности и речевой полифонии прозы на основе прагма-семантического описания дейксиса говорящего;

6. соотнесение всех полученных схематических представлений в единую модель авторского сознания по тексту на базе принципов гомо- / изоморфизма.