logo search
filologi_1_kurs / Vvedenie_v_yazykoznanie лекции

Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность

Дихотомия языка и речи занимает особое место в концепции Соссюра.

А.А. Реформатский: «Противопоставление языка и речи, исходящее от Соссюра, возвестило начало современного этапа в развитии лингвистики как науки».

Чтобы изучить ненаблюдаемый феномен язык, следует изучать вполне определенный фрагмент эмпирии, т.е. речи.

А. А. Реформатский: «Языком можно владеть и о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя и слышать. Мы читаем текст и слышим речь. Наблюдая их, лингвист постигает структуру языка, скрытую за слышимым и видимым».

Термин «язык» неоднозначен. Это понятие родовое, оно вмещает в себя ряд взаимосвязанных явлений:

1) Языковая способность, т.е. выработавшаяся у Homo Sapiens способность создавать язык, т.е. систему дифференцированных знаков, соотносимых с дифференцированными понятиями, или способность индивида пользоваться в качестве средства общения и познания системой условных знаков.

2) Язык – это совокупность того общего, что есть в человеческих естественных языках.

3) Этнический язык – русский, французский, немецкий и т.д.

4) Речевая (языковая) деятельность.

5) Язык индивида. С этим связано понятие языковой личности.

Соссюр, определяя объект и предмет лингвистики и многозначность термина «язык», дал схему речевой деятельности:

а) в «Курсе»

б) в записях Соссюра (проф. Годель)

Аудирование Фонация

П = понятие

О = акустический образ

Фонация Аудирование

речь

индивидуальные акты речи