Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
Система (с греч. – «составленный из частей») – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство. Понятие системы играет большую роль во всех современных науках. В середине XX века уже шла речь о системном подходе к исследованию любого научного объекта как об общенаучном принципе. Шла разработка общей теории системы. Основатель: Людвиг фон Берталанфи (1901 – 1972), с 1949 г. жил и работал в Америке и Канаде. В 1968 г. вышла книга «Общая теория систем. Основания, развитие, применение». Цель – разработка математической модели системы вообще. В основе лежит представление об изоморфизме, т.е. сходстве, подобии в строении любого объекта. Системное видение мира – характерная черта современной науки и философии, т.е. весь мир – иерархия соподчиненных систем.
Основные понятия системного подхода: система; структура; элемент; взаимодействие; среда; субстанция; функция.
Различаются системы открытые и закрытые, статические и динамические, более и менее сложные, гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные), естественные и искусственные, первичные и вторичные, саморазвивающиеся и развиваемые, материальные и идеальные и др.
В любой системе есть единицы, осуществляющие функции двоякого рода. Одни элементы реализуют внутрисистемные связи, другие осуществляют связь данной системы с системой более высокого порядка, которая является ее средой. Например, полнозначные слова с их номинативной функцией осуществляют связь языка с экстралингвистической средой. А служебные слова осуществляют связь внутри системы.
Каждая система характеризуется набором признаков:
1) Свойство целостности. Целостность системы обеспечивается системообразующими свойствами и признаками.
2) Совокупность внутрисистемных связей создает структуру объекта. Структура системы может характеризоваться как по горизонтали, так и по вертикали. Наличие вертикальных отношений обуславливает членение системы на уровни (ранги, ярусы, подсистемы).
3) Для того, чтобы создалась вертикальная структура, чтобы реализовалась система систем (язык), необходимо, чтобы элементы, составляющие систему, обладали свойством неоднородности. Элементы каждого более высокого уровня должны обладать новым, более сложным качеством.
4) Важное свойство всякой системы – дискретность: на каждом уровне можно и нужно вычленять предельные единицы, т.е. нечленимые далее на данном уровне (на фонемном уровне – фонема, на морфемном уровне – морфема и т.д.)
Свойства единиц системы бывают трех видов: системообразующие; системоприобретенные; системонейтральные.
Т.П. Ломтев поясняет это на примере минимальной семьи из двух человек.
Структура (от лат. «строение») – это неотъемлемое свойство всех систем. Каждая система имеет свое определенное устройство, организацию, упорядоченность элементов. Иначе говоря, структура – это совокупность внутренних связей между элементами. В научной теории и практике переход от описания к объяснению, от явления к скрытой сущности связан с осознанием структуры исследуемого объекта.
В истории науки с первой половины XX в. стало актуальным понятие структурализма. Это научно-методологическая ориентация, выдвигающая в качестве задачи научного исследования выявление структуры объекта. Это новый образ мышления, более высокий уровень познания. Впервые структурализм реализовался в лингвистике (Ф. де Соссюр, школы структурализма), в психологии, литературоведении, теории музыки. Структурализм – это понимание того, что отдельное, частное существует как член определенной системы и что форма существования каждого элемента зависит от структуры целого и от законов, управляющих ими.
Системный подход как общенаучный принцип был подготовлен рядом крупных научных достижений в разных областях знаний. В раскрытии принципа системности мира, а именно неорганической природы, важную роль сыграла Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. В системность органического мира большой вклад внес Ч. Дарвин. Системность общества – работы Ф. Энгельса. В 1839 г. открыто клеточное строение организма Шванном и Шлейдером.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи