Дискуссионные аспекты уровневого членения
I. Соотношение уровнеобразующих единиц с категорией знаковости. Это соотношение зависит от того, какая концепция знака принимается: билатеральная или монолатеральная. Например, В.И. Кодухов: Фонема – это не знак, морфема – полузнак. Собственно знак – предложение, т.к. оно реализует коммуникативную функцию языка. В «Общем языкознании» под ред. А.Е. Супруна: Фонемный уровень – субзнаковый, словесный – знаковый; предложения – суперзнаки, сверхзнаки. Немецкие лингвисты Хайдольф, Мотч, Изенберг называют предложение комплексным знаком, а слово – знаком. С позиции монолатеральной системы – В.М. Солнцев: Единственным знаком признается фонема (есть план выражения, нет плана содержания) .
II. Что является единицей высшего синтаксемного уровня: словосочетание? Предложение? Текст?
Примерно до 60-х гг. XX в. еще шли споры о том, можно ли предложение считать единицей языка. Сегодня предложение признается единицей и языка, и речи: предложение, имеющее своего автора, конкретное лексическое наполнение, произнесенное в определенной ситуации, – это единица речи, ее называют высказыванием, а в языке предложение – это определенный набор типичных правильных для конкретного языка схем, моделей, конструкций. Многие виды текстов имеют также и определенную структуру. Предложение способно выразить относительно законченную мысль. Текст выражает законченную мысль. Перед лингвистами стоит задача построить непротиворечивую, дифференцированную типологию текстов. Этой проблемой занимаются теория речевых жанров, теория текста, лингвистика текста и др.
III. Количество и характер вычленяемых уровней, а также принцип их вычленения. Как правило, используется стратификационный принцип. Этот принцип отражает одно из важных онтологических свойств языка. Однако существуют критические соображения и предложения. Э. Бенвенист предлагает вычленить более низкий уровень – меризматический, т.е. уровень смыслоразличительных признаков фонем. А.И. Смирницкий, В.М. Солнцев, Ю.С. Степанов предлагают выделить особый высший уровень – супрасегментный. Он реализуется суперсегментными единицами – ударением, интонацией, паузами. Эти средства играют большую роль в выражении содержания. Но единицы этого уровня нельзя произнести отдельно, вне единиц другого уровня. Однако сторонники говорят, что с помощью приборов суперсегментные единицы можно зафиксировать. В.И. Кодухов выделяет подуровни: морфонологический (проблемы чередования фонем в составе морфем, что характерно для славянских языков); словообразовательный – между морфемным и лексемным уровнями; фразеологический – между лексемным и синтаксемным уровнями (фразеологизмы – устойчивые словосочетания, эквивалентные слову).
Ф.М. Березин и Б.Н. Головин вообще отказываются от стратификационного принципа и говорят об автономных механизмах, или уровнях языка. Они располагают все остальные механизмы, или «уровни системы языка» вокруг морфемики:
НО! Понятие уровней (рангов, ярусов, систем) даже в бытовом употреблении включает признак иерархичности. Плоскостное представление соотношения разных уровней не отражает свойства членораздельности как одного из основных свойств системы языка. Использованные здесь термины далеко не однопорядковые. Фонетика – звуковой строй речи, а не языка, и одновременно дисциплина, которая его изучает. Звуковой строй языка изучает фонология.
Лексика – только словарный запас языка.
Синтаксис – строй языка и наука.
Морфемика занимается исследованием системы и структуры морфем конкретного языка и таким образом является частью морфологии, между ними отношение части и целого. Часть становится в центре уровней языка. Модель неприемлема.
Немецкие лингвисты говорят не об уровнях, а о компонентах, которые одновременно относятся и к языку, и к речи. Это: семантический; синтаксический; фонологический. Они не говорят о привязанности отдельных единиц к конкретным компонентам, учитывая их связь со всеми компонентами языка. Центральными единицами они называют слово и предложение, а дополнительным компонентом выдвигают коммуникативно-прагматическую единицу. В речи реализуются все компоненты. Коммуникативно-прагматические единицы – это слова, которые получают значение в зависимости от ситуации.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи