logo search
modern_communication

Имплицитное представление политического в таблоидных изданиях

Традиционно исследование политического дискурса про­водится на основе языка средств массовой информации, по­скольку СМИ выполняют важную роль технического средства, обеспечивая канал связи политиков с широкими массами, явля­ются источником распространения политической информации. Через СМИ общество ориентируется в общественно-политиче­ской жизни страны, оценивает ход мировых политических собы­тий, формирует свое политическое сознание. Средства массо­вой информации являются важнейшим участником политиче­ской коммуникации.

Современное состояние печатных СМИ характеризуется увеличением стилевого разнообразия прессы, ее «стилистиче­ской многомерностью» (Г.Я. Солганик). Помимо идеологического размежевания газетных изданий, что обусловило сосуществова­ние самых разнообразных газет – от коммунистических, монар­хических и даже фашистских до демократических широкого спектра, постсоветская действительность формирует появление изданий нового типа, созданных на основе стилеобразующих концепций, которые отсутствовали в практике советских СМИ. Данное направление дифференциации прессы не связано с по­литическими преобразованиями общества. Внеидеологической по стилевой концепции в российской печати стала таблоидная пресса. Она выделяется как особый тип текстов публицистиче­ского стиля на основе общности выполняемой ими функции – функции развлечения.

В определениях таблоидной (бульварной, желтой, массо­вой) прессы подчеркивается ряд признаков, формирующих осо­бенности данного типа текстов.

1. Сенсационный либо скандальный характер подаваемой информации. Основное содержание желтой прессы – сенсации, сплетни, скандалы из личной жизни известных людей. В поле зрения журналистов попадают известные люди, публичные дея­тели, рейтинг популярности которых формирует их высокий со­циальный статус. Также нередко таблоиды изобилуют деталь­ными описаниями разного рода преступлений или судебных процессов.

2. Резкое сужение тематики, отбора информации: общест­венно-политическая тематика исключается. Даже о персонах, значимых в сфере политики и экономики, пишут в аспекте их частной жизни. Основой таблоидных изданий следует назвать сферу повседневно-бытового, непринужденного, неофициаль­ного общения: любое событие выводится на доступный домаш­ний уровень частной сферы коммуникации.

Тем не менее, исключение политической информации из таблоидных изданий не означает полного игнорирования сферы политического. Политическая информация представлена в таб­лоидах имплицитно, подается в сугубо развлекательной интер­претации.

При исследовании форм подачи политической информа­ции в таблоидных статьях необходимо выделять «тему-повод» и «тему-факт» (Т.В. Ицкович). Тема-повод может носить общест­венно значимый характер, однако за этим поводом всегда сле­дует тема-факт, обеспечивающая характерное для таблоидной публицистики внедрение в личную сферу участников описывае­мых событий. Так, к примеру, тема мирового экономического кризиса подается в статье Абрамович обнищал (Экспресс га­зета, янв. 2009) через комментарий относительно состояния Ро­мана Абрамовича и освещение проведения его досуга. В тексте наиболее значимыми оказываются две тематические группы: отдых (беззаботно развлекается, экзотическая центрально-американская страна, новогодние праздники, пышная вече­ринка, курорт США, банкет, ресторан, прогулка, катер, озеро, Коста-Рика, спутник, отель, отдыхает) и финансовое состоя­ние (богатый, олигарх, проматывает, акции, миллиард, евро, дорогой, роскошный, элитный, шикарный, купил, миллиардер, обанкротилась, покупка, состояние).

Если в газете присутствует новостная общественно зна­чимая информация, то она подается обычно в развлекательной форме. Так, представление основных новостей прошедшей не­дели веб-редактор «Экспресс газеты Online» (дек. 2008) Стани­слав Леонидов подает как повод, «за что можно интеллигентно выпить на этой неделе», заключая краткое изложение события каким-либо тостом.

Кроме того, героем таблоидной статьи может стать круп­ный политик или общественный деятель. В этом случае полити­ческая информация, связанная с данной публичной личностью, в тексте имплицитна. Манифестирующим знаком обращения к сфере политического является только имя политика. Известная личность обычно помещается в сниженный бытовой контекст, что создает фамильярную тональность текста, которая стиму­лирует общение на сокращенной социальной и психологической дистанции между партнерами в статусно-ориентированной си­туации. Понижение высокого статуса публичного человека про­исходит через смещение, а иногда и нарушение этических и эти­кетных норм.

В докладе освещаются также и другие способы имплицит­ного представления политического.

© Вепрева И.Т., 2009

Веснина Л.Е.

Екатеринбург, Россия