Советские прецедентные феномены
В РОК-АЛЬБОМЕ Е. ЛЕТОВА «КРАСНЫЙ АЛЬБОМ»
Нередко рок-культура воспринимается как контркультурное явление, возникшее в России именно на волне протеста советскому политическому строю. Мы, признавая факт зарождения рок-искусство в переломное время смены культурных и исторических эпох, считаем, что его протест направлен не столько на советский общественно-политический строй, сколько на некие общие культурно-ценностные основы. Обращение русских рок-авторов к советскому прецедентному тексту послужило скорее одним из способов постижения действительности, столь характерному искусству постмодернизма, в русле которого рок искусство развивается.
В рамках настоящего исследования нами представлен комплексный анализ функционирования советских прецедентных феноменов в рок-тексте на примере альбома Егора Летова «Красный альбом», созданного в 1987 году, в, так называемый, советский период творчества рокера (1984 – начало 1990-х годов), когда Е. Летов активно выступал против советского режима
Обложка альбома стилизована под советское знамя с портретом вождя в центре, что представляет собой яркий пример использования прецедентного феномена.
Композиция обложки симметрична: изображение расположено строго по центру. Такая композиция задает ощущение парадности и торжественности. Используется шрифт белого цвета расположен на красном фоне: соблюдено правило контраста, используемое в традиционном советском плакате. Симметрия, также свойственная советскому плакату, сохраняется и в шрифтовой композиции: названия альбома и группы расположены строго посередине, с одинаковыми отступами от края обложки. В целом, шрифт можно охарактеризовать как ровный, четкий, плакатный.
Вербальный и невербальный компоненты креолизованного текста обложки несомненно дополняют друг друга (название «Красный Альбом» и красный цвет обложки, а также аллюзия к атрибутике советской власти).
Егор Летов на обложке «Красного альбома» представлен в образе вождя, очевидна отсылка к прецедентному имени В.И. Ленина, к которому автор позже обратиться и на вербальном, текстовом уровне. Но если на невербальном уровне использован непосредственно сам образ В.И. Ленина (по крайней мере, очень яркая аллюзия), то на текстовом уровне автор использует более широкое понятие «вождя», что несомненно обогащает семантическое наполнение этого образа.
В первой песне альбома («Игра в бисер») Е. Летов создает образ стаи свиней, слепо идущей за вождем:
У стаи есть закон,
У стаи есть вождь… («Игра в бисер»)
Автор использует классическое для дискурса русского рока противопоставление «Я – ВЫ». В данном случае «ВЫ» представлены стаей свиней, у которой есть «закон», «вождь», которая «любит пить», «жрать» и «жить» (речь идет о безусловных рефлексах, об удовлетворении низших животных потребностей). На фоне стаи свиней, олицетворяющей советское общество, фигура героя песни представлена в более выгодном свете: он играет в интеллектуальную игру в бисер, придуманную немецким писателем Гессе, и испытывает отвращение к стае:
Стая любит пить, стая любит жрать,
Стая любит жить, а я люблю играть в бисер.
Я играю в бисер перед стаей свиней…
(«Игра в бисер»)
Открытое неприятие советской власти выражено в песне «Ненавижу красный цвет». Прецедентный феномен обозначен уже в названии песни. Красный цвет – несомненный атрибут советской власти. В данном случае этот цвет может толковаться и как символ крови, также используемый советской властью: «Я видел птиц, раскрытых ржавым топором». Автор неслучайно обращается к языковому приему, свойственному революционным деятелям: Е. Летов обращается к образу железа и крови, ставшему в эпоху советской власти хрестоматийным [Селищев 1968а: 152].
Мотив крови развивается в строках второго куплета:
Обезображен лажей скомканных сердец,
Задавлен пулей из армейского ружья…
(«Ненавижу красный цвет»)
Припевом служит строка «Я ненавижу красный цвет», заявленная в заглавии песни. Она повторяется двукратно, после чего звучит призыв: «Уничтожай таких, как я!» Герой песни открыто выступает с протестом против советской власти и против насилия, эти понятия в его сознании являются тождественными. А противник красной власти в эпоху СССР признавался врагом государства и подлежал уничтожению.
Таким образом, вербальный и невербальный компоненты «Красного альбома» находятся в отношении взаимодополнения. Е. Летов бунтует против жестокой советской власти, подобно революционеру, выступающему против монархического строя в 1905, 1917 годах.
Итак, Е. Летов, прибегая к помощи прецедентных феноменов, разоблачает советскую власть, уличая ее в насилии, в подавлении человеческой воли, в формировании у народа стадного чувства. Одновременно с этим, Е. Летов пытается пробудить в слушателях чувство собственного достоинства и заставить их отказаться от роли «свиньи» в «стае» советского народа. В оформлении обложки «Красного альбома», Егор Летов в большей степени обращается к идее даже не советского плаката, а революционного (красный цвет здесь символизирует кровь). Он, подобно революционному деятелю рубежа XIX – XX веков, агитирует народ выступить против диктата советской власти, поднять новую революцию.
© Ворошилова М.Б., Чемагина А.В., 2009
Григорьева Н.И.
Екатеринбург, Россия
- Содержание
- Лингвистическая экспертиза: опасность семантической валентности
- Литература
- К вопросу о развитии жанра официального веб-сайта в современном политическом дискурсе
- Литература
- Политика противопожарной безопасности в сми
- Образ России в зеркале концептуальной метафоры (на материале политического телешоу «к барьеру»)
- Любите ли вы демократию? (Оценочный потенциал общественной лексики)
- Речевые приемы коррекции модели мира адресата в политическом дискурсе (на примере предвыборных агитационных материалов кандидатов на пост главы города Нижний Тагил, 2008 г.)
- Литература
- Лингвистическая советология в годы холодной войны1
- Блогосфера: особенности политического дискурса
- Имплицитное представление политического в таблоидных изданиях
- Метафорическая модель «Мигрант – это раб»
- Литература
- Прецедентные имена советских политических лидеров в поэзии ю. Шевчука
- Литература
- Советские прецедентные феномены
- Образ молодежи в политической коммуникации кпрф
- Речевое воздействие комикса как средства политической коммуникации
- Литература
- Реализация образовательной политики в британских и российских сми
- Коммуникативные стратегии и тактики в дискурсе «восьмидневной войны»
- Образы старых и новых «хозяев жизни»: концепты светский и гламурный в современном русском языке
- Языковые средства выражения оценки в современном российском официальном политическом дискурсе
- Литература
- Интент-анализ грамматических категорий в политических текстах
- Литература
- Авторитет ученого и частный случай расширения значения слова и сферы его употребления в современной общественно-политической жизни
- Литература
- Языковая политика в Республике Казахстан
- Литература
- Дискурс извинения в японо-китайский отношениях по вопросу военного конфликта в Нанкине
- Литература
- Языковые средства оценки общественно-политической жизни в россии (на материале французских политических дискурсов)
- Культурно-языковой знак как единица лингвокультурологического исследования политического дискурса
- Литература
- Стереотипы в предвыборных текстах
- Литература
- «Кремлевский репортаж» начала XXI века: метаморфозы жанра
- Литература
- Фамильярность как характерная черта современного российского политического дискурса
- Литература
- Политический подтекст околонаучных текстов, адресованных в управленческие структуры региона
- К вопросу о метафоре сосед в публицистическом дискурсе казахстана
- Литература
- Речевое преступление как проявление конфликтности политической коммуникации
- Литература
- Персональные сайты пермских политиков глазами лингвиста1
- О структуре имиджа лидера в американском политическом дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Речевая агрессия как следствие агональности политического дискурса
- Литература
- Ирония в политическом интервью
- Литература
- О лингвитическом исследовании политической метафоры
- Quid hoc hominis est? // Что это за человек? (этнокультурный портрет президента Латвии в. Вике-Фрейберги)
- Концепт «власть» и специфика его реализации в текстах Древней Руси
- Литература
- «Концепты «Власть», «Страх» в политическом дискурсе сталинской эпохи (конец 20-х – начало 50-х годов хх века)»
- Литература
- Стилистическая модальность текста политической направленности
- Список цитированных текстов
- Конфликтное коммуникативное поведение собеседников в политическом интервью
- Литература
- Фразеологические вкрапления как средство создания выразительности в речи современных политиков
- Литература
- Метафоричеcкий образ Грузии на британских сайтах
- Метонимия в политических текстах
- Краткий сравнительный анализ отражения концепта «Власть» в русском фольклоре и сознании современного человека начала XXI века
- О принципах типологии советизмов
- Праворадикальный политический дискурс современной Великобритании
- Литература
- Формирование современного образа россии в текстах зарубежных сми
- Лошади в политическом обзоре
- Литература
- Проблема факта в политической коммуникации
- Литература
- О чем говорит «золотая середина» медиа-политического текста?
- О динамической модальности в политическом дискурсе
- Социальная политика здравоохранения: анализ американских и русских блогов
- Интернет-документы:
- Прецедентность как составляющая речевого портрета
- Как часть современного политического дискурса
- Оценочная метафора в фельетонах на политические темы
- Литература
- Фреймы низкой степени имплицитности в дискурсе костанайских политиков
- Литература
- Дискурс-анализ межкультурного конфликта
- Антропоморфизм власти (особенности концептуального анализа)
- Политические метафоры: особенности публицистического дискурса
- Репрезентация слота «деятельность компании» в англоязычных бизнес-новостях
- Гендерные стратегии в предвыборно-агитационном длискурсе
- Обсуждение егэ: коммуникативная компетенция представителей власти и общественности
- Роль метафоры в политической коммуникации1
- Политический роман в современной политической коммуникации
- Англоязычные политические аббревиатуры в русском политическом дискурсе
- О современных лингвистических терминах языковой игры в политической речи
- Литература
- Стертая антропоморфная метафора как средство формирования языковой политической модели мира
- Литература
- Время сновидений: нарратив войны в латышской политической логосфере
- Роль мемуаров в создании политического имиджа
- Литература
- Какого цвета кризис в России?
- Подходы к убеждению в западной коммуникативистике
- «Молочный конфликт» между Россией и Белоруссией в освещении сми: от войны к миру
- Концептуализация зла в политическом дискурсе России и сша
- Слова президента: к вопросу о языковом взаимодействии николя саркози и современного французского общества
- Интертекстуальные игры в медиа-политическом дискурсе
- Персуазивные риторические средства в политических плакатах (на материале плакатов гдр)
- Литература
- Особенности реализации коммуникативных стратегий в предвыборном дискурсе
- Литература
- Источники фактического материала
- Некоторые особенности концептов президент и president
- Литература
- Болгарские выборы на фоне глобального кризиса
- Отзоонимные прилагательные в современных сми
- Прецедентные феномены со сферой-источником «Политика» в рекламном дискурсе
- Литература
- Цитаты из анекдотов в постсоветском политическом дискурсе
- Казахстанская монархическая метафора
- Сведения об авторах
- «Современная политическая коммуникация»
- 620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26