Семантика и структура предложения в когнитивном аспекте г. Ф. Гаврилова
Ростовский государственный педагогический университет
знание, когнитивные модели, «по знакомству», «по описанию», концепты, коммуникативно-когнитивный подход
Человек в контексте реальных общественных связей и отношений познает действительность, обладая готовым исторически сложившимся аппаратом, которым, так или иначе, он пользуется в зависимости от присутствия в его сознании моделей категории знания, которые проецируются на соответствующие языковые формы.
Когнитивные модели принято делить на общие, статические и частные, динамические, органически связанные друг с другом. На основе их возникают отношения, определяющие возможность перехода от предметных и логических связей в объективной действительности к синтаксическим и комбинаторным способам их передачи в предложении высказывании.
Реализация перехода от умственной ситуации к высказыванию ведет к получению языковых структур, почти идентичных по содержанию, но отличающихся друг от друга по некоторым параметрам. Ср.: С отъездом отца (после отъезда отца, когда отец уехал) все изменилось.
Знания динамические, полученные в результате анализа конкретного реального факта, опираются на знания статические, априорно полученные и имеющие определенную фиксированную модель в языке в виде проецируемых ими синтаксических позиций в предложении и исчисляемого ряда языковых возможностей их заполнения.
Б. Рассел различал два вида знания — знание «по знакомству» и знание «по описанию». Эти два вида знания по-разному проецируются в языковом материале.
Так, употребление в предложении наречных субъективно окрашенных интенсификаторов действий или признаков возможно только в предложении, содержащем информацию о непосредственно воспринятом факте (в процессе знакомства). Таковы наречия-обстоятельства типа «весьма, ужасно, на удивление» и пр. Отсюда запреты на употребление их в отрицательных и общевопросительных конструкциях; ср.: Она весьма обрадовалась и невозможное — Она весьма не обрадовалась.
Точно так же разные виды знания находят свое соответствие в разновидностях изъяснительных сложноподчиненных предложений (изъяснительно-вопросительных и изъяснительно-определительных). Ср.: Я знаю, с кем вы разговаривали (знание по описанию) и Я знаю того, с кем вы разговаривали (знание по знакомству).
Некоторые языковые факты возможно объяснить только с помощью довольно сложных когнитивных моделей. Так, в лингвистической литературе, в том числе и в академических грамматиках [1], сообщается, что союз «когда» может приобретать условно-временное значение: Когда метет пурга, дети не выходят из дома (од- но действие постоянно сопровождает другое). Между тем еще Д. Юм [2] писал, что отношения постоянного следования легко превращаются в нашем сознании в отношения следствия. Следовательно, перед нами модель знания как результат умственных операций, ведущих к трансформации временных отношений в условно-следственные.
Обращение к когнитивным моделям знания предполагает путь исследования: от них к функциям и далее — к языковым средствам, потенциально закрепленным за определенной функционально-семантической категорией, а затем — к выбору варианта, наиболее соответствующего речевому замыслу.
Реалии, отражаемые говорящим, неизбежно связываются им с определенными концептами, отражающими свойства и отношения данных объектов с другими реалиями и представляющими собой «идеальную форму существования предметного мира» [3].
Так, например, с концептом одушевленности существительных связано представление о возможности ментальных, волевых, эмоциональных процессов, что исключается в концепте неодушевленности.
Отсюда при субъекте — неодушевленном существительном в предложении не может быть ни предикатов, ни обстоятельств с подобным значением, не может быть в них и целевых распространителей, требующих осознанности основного действия. Ср.: Месяц спрятался за тучу и Чтобы его не заметили, мальчик от испуга спрятался за дерево.
Таким образом, концепты одушевленности / неодушевленности субъекта прямо проецируют характер синтаксических позиций в предложении и определяют степень его распространенности.
В процессе общения адресант не может не учитывать те компоненты знаний, умственных ситуаций, которые предположительно включены (или не включены) в статическую и динамическую системы знаний адресата. Так, построение и употребление любой конструкции со значением негации сориентировано на знание и убеждение собеседника в закономерном наличии факта, прямо противоположного отрицаемому: Ее не радовало счастье дочери.
То есть в данном случае представляется возможным говорить о коммуникативно-когнитивном подходе к анализу предложения. Предложение-высказывание всегда ориентировано на наличие у собеседника определенных моделей статического знания, накопленного им в результате собственного опыта или добытого в процессе языкового общения.
Концепты знания о реалиях и их связях с другими реалиями объективной действительности находятся и в прямой связи с выходом предложения в текст. Так, функция связи между предложениями в тексте часто опирается на концептуальные связи отраженных в сознании реалий: В комнату вошли две девочки. Сестры были очень похожи на свою мать. Концептуальная связь «сестры — девочки» создает возможность связать два предложения в единое целое.
При повторе существительного первого предложения во втором связь между предложениями сопровождается приращением значения «определенности» к семантике повторяющегося существительного, которое представляет собой сигнал знания предмета «по описанию». Когнитивная же модель адресанта в этом случае сориентирована на фоновые знания адресата: Вдали показался дом с железной крышей. Дом этот выделялся на фоне маленьких домиков.
Таким образом, языковые данные свидетельствуют об особенностях мыслительных процессов, ибо языковая семантика неразрывно связана со знанием говорящего о реалиях окружающего мира и о фоновых знаниях собеседника.
- Когнитивные аспекты исследования русского языка о некоторых закономерностях в развитии процессов метафоризации г. А. Аббакумова
- Дискурсивно-когнитивные истоки семантики единиц вторичного знакообозначения н. Ф. Алефиренко
- Семантическое моделирование как метод лингвистической метафорологии о. Н. Алешина
- А. Н. Баранов, д. О. Добровольский
- Когнитивные стратегии дискурса в русском «языковом фильме мира» н. В. Бардина
- О смысловом взаимодействии семантических параметров при реализации алгоритма развертывания русских коммуникативных значений м. Г. Безяева
- К ролевой грамматике русского языка: комитатив сопровождаюшего и его конверсивы
- Institut National des Langues et Civilisations Orientales, Париж, Франция
- Личное самосознание русских с точки зрения языка: соотношение типологического и универсального г. И. Берестнев
- Когнитивный аспект семантики притяжательных местоимений н. Н. Болдырев
- Литература
- Об одном параметре классификации прилагательных а. Бонч-Осмоловская
- Литература
- Концептуально-семантический анализ художественного текста как средство моделирования авторского сознания л. О. Бутакова
- Литература
- Лексическое значение в дискурсивной модели описания языка. Синтактика versus семантика а. В. Вдовиченко
- Семантическая функция некоторых оборотов разговорной речи г. И. Володина
- Семантика и структура предложения в когнитивном аспекте г. Ф. Гаврилова
- Литература
- Метафорические структуры в процессе логического познания о. И. Глазунова
- Литература
- Использование концептов чувственного восприятия для манипуляции массовым сознанием в языке сми о. Н. Григорьева
- Литература
- Семантическая деривация в значении русской приставки у- Анна а. Зализняк
- Взаимодействие коммуникативных категорий разного типа. Е. П. Захарова
- Топонимические логоэпистемы и. С. Карабулатова
- А. Е. Кибрик
- Функционально-когнитивный словарь русского языка как новый тип активного словаря т. А. Кильдибекова, г. В. Гафарова
- Литература
- Вертикальный контекст русских политических логосфер в России и Латвии н. Н. Клочко
- Категория сравнения и бином языка м. И. Конюшкевич
- Об одной разновидности скрытого речевого намерения и. П. Кузьмич
- Литература
- Европейская грамматика и русская концептосфера в международном и интерэтническом диалоге и в межкультурном общении к. Ласорса-Съедина
- Лингвистическое исследование и принципы когнитивной лингвистики е. К. Лебедева
- Эффект реальности ирреального в житийных текстах т. П. Лённгрен
- О наивно-языковой семантике и проблемах концептуального анализа
- Процессы категоризации в глубинных пословичных пропозициях е. В. Маркелова
- Литература
- Социализация ценностных отношений языковыми средствами т. В. Маркелова
- О ментальных репрезентациях (представлениях) синонимов п у т ь и д о р о г а е. С. Микитченко
- Литература
- Природа и статус конативной модальности (модальности попытки) м. Г. Милютина
- Литература
- Языковые средства поддержания единства группового сознания а. В. Михайлов
- Проблемы обратной концептуализации локальных объектов в русском литературном языке и его диалектах а. Пеетерс-Подгаевская
- Литература
- Aнтропоцентрический и текстоцентрический аспекты при исследовании вводных слов и их эквивалентов н. П. Перфильева
- Н. К. Рябцева
- Литература
- Некоторые принципы организации семантических систем и роль компонентного анализа о. Н. Селиверстова
- Функциональная парадигма русского глагола как отражение когнитивного опыта е. И. Семиколенова
- Гендерный аспект символизма языка фольклорных жестов т. С. Соколова
- Литература
- Провокационный дискурс (пд) в. Н. Степанов
- Литература
- К вопросу о репрезентации инструмента (история и современность) о. Г. Твердохлеб
- Модальность необходимости и персональность: функциональные особенности высказываний с я-субъектом с. Н. Туровская
- Словарь концептосферы и динамика дискурса в. И. Убийко
- Семантический признак «наблюдаемость» как показатель коммуникативного потенциала глагола с. В. Ушакова
- Литература
- Ситуация возможности: детерминирующий фактор и. Р. Федорова
- Лингвистическая интерпретация причинных отношений Эрика-Оксана Хааг
- Литература
- Скажем и так сказать как элементы построения устной научной речи е. В. Хачатурян
- Семантическая модель «замысел — осуществление замысла»: перспективы изучения и описания с. В. Чернова
- Метафора: структура и применение в текстах массовой коммуникации е. Л. Шмелёва
- Литература