Основные различия между языком и речью
Язык – это знаковая система, потенциально существующая в сознании каждого индивида, а речь – это реализация ее как процесс и продукт.
Язык социален, а речь индивидуальна. Социальность языка проявляется в овладении языка индивидом; язык социален по происхождению, функционированию, по изменению. Индивидуальность языка выражается в способе хранения в сознании индивида. Индивидуальность речи в способе производства. Но речи не чужда социальность: любая речь имеет адресата, т.е. по функционированию она социальна.
Язык нейтрален по отношению к тому, где, когда и кем он используется. Речь же всегда привязана к конкретной ситуации общения.
Язык стремится к стабильности, он консервативен и принимает новшества под давлением его носителей. Речь стремится к новшеству, экспрессивности, индивидуальности.
К речи применимо понятие нормы. По отношению к языку это неприменимо.
Функция языка – интеграция народа, нации. А речь разнородна по критериям: территориальным (говоры, наречия), временным, социальным.
Единицы языка при использовании в речи воспроизводятся, а единицы речи производятся.
С точки зрения философии, язык – это сущность, общее, а речь – явление, частное.
Язык имеет уровневую структуру, а речь линейна.
К речи всегда приложимы оценочные критерии (эстетические, нравственные, эмоциональные). К языку подобные категории неприложимы.
Любой язык доступен изучению, освоению. Речью нельзя овладеть, каждый владеет только своей собственной речью.
Функции языка – кумулятивная, коммуникативная, гносеологическая. Функции речи – воздействие, эмотивная функция, магическая (слово ассоциируется с делом: обещание, заклинание, заговор, табу).
Соссюр различает язык и речь как: социальное и индивидуальное; сущность и случайность; виртуальное и актуальное; язык – система, речь – процесс; неизменное и изменчивое; абстрактность и реальность; постоянное и переменное; средство, инструмент и процесс;статика и динамика; синхрония и диахрония.
Итак: язык социален (индивидуален по способу существования в сознании человека), а речь индивидуальна (социальна по способу реализации).
Язык виртуален, а речь актуальна. Язык идеален, а речь материальна. Но язык так же реален, как и речь. Материальность речи физическая. Материальность языка психофизиологическая.
В процессе говорения происходит переход от физиологической (нейронной) формы в физическую (акустическую) форму.
Язык и речь различаются сущностно, они должны изучаться разными науками.
Недостаток филологического образования – изучение только языка как системы => плохое владение языком => разработано речеведение (М.Н. Кожина).
Изучая язык, нужно учить использованию языка в разных речевых жанрах, разных функциональных стилях =>Т.В. Шмелева предложила риторизацию обучения и введение риторики как учебного предмета.
- Федеральное государственное автономное образовательное
- Пояснительная записка
- Часть I: Лекционный курс. Лекция 1-ая (2 часа) Предмет, содержание и задачи курса. Объект и предмет языкознания. Проблема определения языка. Типология языкознания. Место языкознания в системе наук.
- Аспекты природы языка
- Типология языкознания
- Лекции 2, 3
- Основные положения концепции языка Соссюра
- Понятие знака в семиотике
- Классификация знаков
- Понятие и признаки знака в концепции Соссюра
- Свойства знака
- Отличия языкового знака от других знаков
- Дискуссионные аспекты теории знака
- Лекция 4-ая Язык, речь и речевая деятельность
- Основные различия между языком и речью
- Лекции 5, 6 Общенаучное и общефилософское понятие системы и структуры, уровневой организации языка
- Система и структура в лингвистике. Типы отношений и связей в языке
- Понятие уровней и единиц системы языка
- Дискуссионные аспекты уровневого членения
- Лекция 7-ая Язык, мышление, сознание
- Лекция 8-ая Происхождение языка
- Лекция 9-ая Фонемный уровень системы языка. Звуковой строй системы языка. Понятие артикуляции, артикуляционной базы языка. Акустические признаки звука.
- Акустическая характеристика звуков речи
- Акустическая характеристика согласных
- Понятие об артикуляционной базе языка
- Лекция 10-ая Признаки и классификация гласных и согласных Артикуляционная характеристика гласных
- Артикуляционная классификация согласных
- Лекция 11-ая Модификация звуков в потоке речи
- Лекция 12 Чередование звуков. Понятие о фонетическом законе. Фонетическое членение речи.
- Фонетическое членение речи
- Лекция 13. Просодика: ударение, интонация.
- Лекция 14-ая Фонетика как научная и учебная дисциплина. Содержание, цели, типология.
- Лекции 15, 16.
- Становление фонологии. Учение н.С. Трубецкого о фонеме.
- Функции фонемы. Классификация оппозиций.
- Основные расхождения фонологических школ.
- Учение н.С. Трубецкого о фонеме
- Функции фонем
- Классификация оппозиций.
- Понятие дистрибуции
- Основные расхождения в концепции фонемы Петербургской фонологической школы, Московской фонологической школы, Ленинградской фонологической школы.
- Лекции 17, 18. Графическая форма реализации языка.
- История письма. Типы письма.
- Основные категории письма. Алфавит. Графика. Орфография. Алфавит
- Орфография
- Лекции 19-21. Лексемный уровень. Лексикология: содержание, цели, единицы. Проблема дефиниции и типология слова.
- Типология лексикологии
- Слово как базовая единица системы языка. Проблема дефиниции слова
- Типологии слова
- Лексическое значение и понятие
- Проблема структуры значения и типологии слова
- Лексическая типология языков
- Типы заимствований
- Причины лингвистических заимствований
- Основные понятия и единицы грамматики
- Лекция 23. Различия языков на основании грамматической категории. Типология грамматических категорий. Части речи как грамматические категории.
- Грамматическая категория частей речи
- Лекции 24-25. Типология грамматики.
- Часть II. Семинарские занятия. Семинарское занятие № 1
- Семинарское занятие № 2.
- Семинарское занятие № 3.
- Семинарское занятие № 4.
- Семинарское занятие № 5.
- Семинарское занятие № 6.
- Семинарское занятие № 7.
- Семинарское занятие № 8.
- Семинарское занятие № 9.
- Семинарское занятие № 10.
- Семинарское занятие № 11.
- Семинарское занятие № 12.
- Семинарское занятие № 13.
- Семинарское занятие № 14.
- Семинарское занятие № 15.
- Семинарское занятие № 16.
- Основная учебная и справочная литература по дисциплине
- Вопросы к экзамену по введению в языкознание для 1-го курса (2003 г.)
- Лингвистические задачи