logo search
modern_communication

Болгарские выборы на фоне глобального кризиса

В работе анализируются некоторые особенности метафорического отражения современной болгарской действительности в политическом дискурсе. Источником исследования являются тексты разных жанров, опубликованные в болгарских печатных СМИ («Сега», «Новинар», «Стандарт», «Монитор», «Труд», «24 часа», «Тема» и др.) в 2009 г. Рассматриваемый период можно определить скорее как период «метафорической бури» (А.П. Чудинов), отмеченный событиями с исключительно важным социально-политическим значением – экономическим кризисом и двумя избирательными кампаниями, для обозначения которых, в первую очередь в оппозиционных изданиях, используется множество метафор из различных понятийных областей. Все они обладают богатым оценочным потенциалом и являются важным инструментом для воздействия на сознание людей и на их поведение в ситуации выборов, проводящихся в сложной экономической обстановке.

Метафорическое моделирование кризиса в болгарских СМИ имеет как особенности, характерные для политического интердискурса, так и отличия, которые обнаруживаются при сопоставлении, например, с русским политическим дискурсом – это, во-первых, меньшая активность болгарских «кризисных» метафор вообще, и, во-вторых, более слабое выражение в них «катастрофизма». Господствующие метафоры из двух концептуальных сфер – «Медицина» (болест, зараза, колапс, лекарство, инжекция и т. д.) и «Природное бедствие» (бедствие, буря, цунами, катастрофа, пожар и т. д.) – представляют экономический кризис как проявление хаоса, как нарушение нормального порядка вещей.

Освещение кризиса (в том числе метафорическое) в медиатекстах постепенно вытесняется освещением выборов – сначала (7 июня) депутатов Европейского парламента, а позже (5 июля) – депутатов Народного собрания, основного органа власти в Болгарии как парламентской республике.

Интересная особенность метафорического моделирования второй, более важной для болгар, избирательной кампании и последующего формирования кабинета министров – не совсем типичное «поведение» типичных для дискурса выборов метафорических моделей. Выборы 2009 г. в болгарских газетах реже представлены единицами из концептуальных сфер «Война», «Спорт», «Театр»; отсутствует и метафора «Дорога», традиционно активная при выборе направления развития страны и ее лидеров.

Первое место в дискурсе выборов бесспорно занимает финансовая метафора и прежде всего единицы из понятийной области торговли (търговия, пазарлък, алъш-вериш, купуване на гласове, търговци на гласове и т. д.), активизация которых свидетельствует о «восцарении денег в общественной жизни» (А.П. Чудинов).

Активность лексики из области торговли (в прямом и метафорическом употреблении) демонстрирует важную особенность болгарской политической системы и состояния гражданского общества – в 2009 г. купля-продажа голосов избирателей, обозначившаяся на предыдущих выборах, стала совсем реальной и почти легальной.

Особый интерес представляют и многочисленные метафоры из области кулинарии (баница, кюфте, гювеч, трапеза, софра и т. д.), обозначающие власть как нечто вкусное и привлекательное.

В дискурсе выборов актуализируется и зооморфная метафора (мравки, шарани, шилета, акули, динозаври и т. д.), которой обозначаются прежде всего избиратели и кандидаты в депутаты.

Анализ названных и других метафорических моделей, господствующих во время важных для болгарского общества выборов, протекающих на фоне мировых экономических потрясений, может послужить базой для их сопоставления с метафорами в других языках, что позволило бы выявить как сходство между ними, так и отличительные особенности национальной ментальности и национальной картины мира.

© Цонева Л.М., 2009

Цыганкова А.В.

Екатеринбург, Россия