logo search
modern_communication

Персуазивные риторические средства в политических плакатах (на материале плакатов гдр)

Потенциальной воздействующей силой обладают все риторические фигуры, тропы, средства образности. В отечественной науке проблема эффективной, целесообразной, воздействующей, убеждающей речи традиционно изучается в рамках стилистики и лингвистики текста без использования термина «персуазивность». В зарубежной лингвистике этот термин вошёл в активный научный оборот в 1970-1980-е гг., будучи привнесённым из разработок по социальной психологии и теории массовой коммуникации. Персуазивность можно рассматривать как потенциальный прагматический смысл отдельных языковых единиц [Чернявская 2006: 29]. Риторические средства являются распространенным, типичным средством реализации персуазивности в политических плакатах как на вербальном, так и визуальном уровне. Докажем данный тезис на примере политических плакатов ГДР.

В исследуемом корпусе содержится 366 политических плакатов ГДР с 1945 по 1970 года. В данном корпусе можно выделить следующие основные тематические категории: государственная пропаганда (53,2%), движение за мир (29,6%), плакаты с изображением политического врага (4,6%), другие плакаты (12,6%). Существует целый ряд лингвистических явлений – и лексического, и грамматического, и стилистического уровней языка, обладающих сильным воздействующим потенциалом и способных выдвигать те или иные связанные с ними смыслы в центр внимания. Это такие языковые единицы, в семантике которых заключена положительная оценочность, например: Arbeit, Aufbau, Frieden, Einheit; einheitlich, gemeinsam, friedliebend, groß и т.п. Усилению позитивного признака способствуют прилагательные die besten, наречия einzig, niemals, nie и др. В качестве иллюстрации приведем несколько примеров. Wie ein Dieb in der Nacht. So verlässt er sein Vaterhaus – die deutsche demokratische Republik. Беженец из ГДР сравнивается с вором, который, получив образование, тайно покидает страну. Das alte Rattenfängerlied beim deutschen Volke nicht mehr zieht На плакате изображен человек, который играет на флейте, и плакат с надписью «Auf zum neuen Krieg» Метафора основана на сближающем признаке втягивания в войну и сюжетом сказки Э.Т.А. Гофмана «Мышиный король». В следующих примерах в качестве персуазивного риторического средства используется рифма: «Sein Süppchen ist schon angebrannt, Soll ganz Europa brennen? Der Koch hat die Verführerhand, Die wir von Hitler kennen.» «Zwischen Deutschen eine Mauer Neue Trümmer, neue Trauer, Neuen Krieg will Adenauer». «Der Aufbau geht so schnell voran, dass keine Lüge folgen kann».

Поскольку плакат является креолизованным типом текста, рассмотрим, с помощью каких визуальных риторических фигур в плакатах реализуются невербальные средства персуазивности. Гуи Бонсип выделяет целый ряд визуально-вербальных риторических фигур на семантическом, синтаксическом, прагматическом уровне. Вот некоторые из них: визуально-вербальное сравнение, визуально-вербальная аналогия (вербальный денотат используется параллельно с визуальным денотатом), визуально-вербальная метонимия (выраженный вербальным знаком денотат выражается визуально с помощью знаков, денотаты которых связаны с вербальными денотатами – например, причина вместо действия, инструмент вместо деятельности), визуальная синекдоха (вербально выраженный денотат находит выражение на визуальном уровне таким образом, что часть означает целое или наоборот) и т.д. [цит. по Arnold 2007: 17].

На большом количестве плакатов (17%) мы встречаем разновидность метонимии – синекдоху. Визуальная синекдоха, например, представлена в политическом плакате ГДР, где изображена рука рабочего с молотком в руке, который направлен на черного ворона с изображение лица политического врага. На многих плакатах изображение одного человека обозначает многих людей, изображение одного рабочего на плакате соотносится с рабочим классом. Таким образом, целое выражается частью (pars pro toto). Визуально-вербальное сравнение встречается на плакате с надписью «Dem Frieden die Freiheit», где изображён белый голубь, который вылетает из-за решётки. Сравнение, начатое с помощью вербальных знаков продолжается визуальными знаками. На плакатах встречаются метафоры, которые выражены только визуально. Rias (Rundfunk im amerikanischen Sektor), радиостанция в Западном Берлине, сравнивается с помощью вербальных знаков с ядом (Gift), а с помощью визуальных знаков – с ракетами.

Перечисленные вербальные средства являются традиционно риторическими фигурами – их перечень не претендует на полноту. В реализации персуазивных установок особую роль играют различные визуально-вербальные риторических фигуры.