logo
учебник16

4.2. Дискурсивный анализ и проблема идентификации

Параллельно и в связи с распространением дискурсного подхода, начиная с 1960х годов в гуманитарных и социальных науках все шире используется термин «идентичность», - он подменяет или вытесняет более привычные понятия «самосознание», «самоопределение», «самопредставление». Сами слова идентичность, идентификация (от identity, identité - тождество или отождествление, лат. idem - «тот же самый, тождественный»,) подразумевают характерную для дискурсного подхода установку: осознании себя возможно не иначе, как через соотнесение с другим(и), что, в свою очередь, возможно не иначе, как в режиме коммуникации. Субъект – не суверен, а узел социальных отношений. Такой взгляд не отрицает личностной неповторимости, но заставляет задуматься о сложности определения этого качества.

В самом деле, откуда человек узнает, кто он и каков есть? Как правило, от других людей, через ассоциацию-отождествление с теми или иными общностями или диссоциацию-различение. В эти процессы естественно и теснейшим образом вовлечена речь, во многом посредством речи они и происходят.

Мы знаем о том, кто мы и какие, а также о том, каковы другие люди, на нас похожие или непохожие, потому что нам об этом кто-то когда-то рассказал и продолжает рассказывать. «Явная загадка» личной неповторимости обитает на тонкой грани-плоскости соприкосновения и взаимопроникновения индивидуального и «обобществленного», а также природного (та или иная устроенность тела, цвет кожи, разрез глаз и т.д.) и социального(где случилось родиться, с кем общаться, какое образование получить). Эту ускользающую грань бывает и важно, и трудно объективировать. У идентичности, как правило, есть внешние признаки (физический облик, одежда, поведения и т.д.) или санкции (наличие паспорта, гражданства, удостоверения, диплома и т.д.), ими определяется не все и далеко не однозначно. Представление человека о самом себе и представления о нем других людей находятся в сложном взаимодействии, - оно-то и описывается через категорию идентичности.

Об идентичности можно сказать, что она цельна, но также и дробна – различаются социальная, этнокультурная, гендерная, корпоративная и др., и в обыденной жизни мы привычно «переключаемся» из одной в другую (на работе я выступаю в одной идентичности-роли, в кругу друзей – в другой, в семейном кругу – в третьей и т.д.). Множественные идентичности могут образовывать гармоничный «ансамбль», но могут и вступать в конфликт.

Идентичность различительна - мы определяем себя через сходство-сближение «с такими же как мы» (позитивная идентичность) или через отличение-отталкивание от других, чем мы (негативная).

Идентичность постоянна и изменчива–как правило, в старости, человек носит имя, данное при рождении, но при этом существенно иначе сознает себя и одновременно похож и непохож на себя внешне. Поэтому об идентичности имеет смысл говорить не как о константе, а как о процессе последовательных переопределений.

Идентичность, наконец (для нас этот ее аспект особенно важен), перформативна, поскольку речевые действия не только отображают комплекс «готовых» объективных свойств, но через их демонстрацию, рефлексию над ними, осмысление их способствуют их становлению. Между знаком (вербальным или невербальным) и тем, что он обозначает, всегда есть разрыв – пространство игры32, становления.

Речевое взаимодействие открывает нам возможности выступать, предъявлять себя во множестве ролей, - иные из них, став привычными, превращаются во «вторую натуру», - это один из путей становления идентичности. Рассмотрим для примера механизм формирования такой сильной идентичности, как гендерная (подразумевающая, как известно, не только наличие физиологических половых признаков, но определенный комплекс норм поведения и общения). ДжудитБатлер (род. 1956) – один из самых ярких современных философов «гендерного направления» - описывает процесс идентификации как насквозь коммуникативный. Человек рождается на свет и оказывается определяем уже первым словом, которое над ним/ею произносимо: «Девочка!» или «Мальчик!». В дальнейшем это определение сопровождает нас по жизни как ориентир, источник позитивной поддержки или негативное предписание, поскольку повторяетсяв самых разных формах и ситуациях: «Девочки так не делают» или «мальчики так не поступают». Опорой становления и утверждения идентичности служит т.о. повтор, в котором постоянно «цитируется норма». Путем «цитирования» норма поведения утверждается и внедряется в жизнь, вписывая поведение человека в определенный «коридор» представлений о том, как можно, должно, единственно возможно поступать. Процесс «приведения к норме» носит, как нетрудно заметить, дискурсивный характер и именно в этом аспекте открывается критическому анализу.