logo
учебник16

4. Форматы коммуникации

Помимо кодов, модусов, каналов и других рассмотренных выше параметров, коммуникация может также описываться в терминах разных признаков и характеристик, которые объединяют коммуникативные взаимодействия в часто встречающиеся, наиболее естественные и наиболее значимые для жизни человеческих сообществ группы, называемые форматами коммуникации. В данном разделе наша задача состоит в том, чтобы представить разнообразие коммуникации посредством описания ее форматов. Традиционно выделяются следующие форматы: внутриличностная, межличностная, групповая коммуникация, организационная, межкультурная, общественная и массовая коммуникация. Эта классификация построена не на одном основании. Из того, что уже известно о разнообразии коммуникативных взаимодействий, их уникальности, обусловленности контекстом следует тот факт, что мы можем группировать их по самым разным основаниям. Например, по степени формальности (от бытового до официального регистров), по размеру аудитории (от небольшой до массовых аудиторий), по степени освоенности темы, предмета, самой ситуации коммуникации (от знакомых ситуаций к неизвестным), по преимущественно диалогическому или монологическому характеру протекания.Форматы коммуникации это естественным образом группирующиеся кластеры признаков, включающие коммуникативные цели, типы адресатов, каналы, указанные выше другие условия протекания. Более того, центральными, смыслоразличительными могут оказаться вовсе не те признаки, которые зафиксированы в названии. Так, например, групповая коммуникация (где группа - это множество, определяемое числом составляющих ее членов - от 3 до 12-15) в первую очередь и наиболее содержательно характеризуется не по количеству участников, но целями (сообщать информацию, порождать новые идеи, решать проблемы, помогать).

Какой из форматов коммуникации следовало бы считать первичным, исходным и основным? Для начала стоит договориться о том, что мы говорим об исходности и первичности не в историческом, или отнтологическом, смысле, хотя очевидно, что некоторые виды коммуникативных взаимодействий (например, массовая или организационная коммуникации) присущи далеко не всем этапам развития общества.

Кроме того, поскольку коммуникационные форматы являются сложными многомерными характеристиками, при описании каждого из них мы обращаем внимание на его специфичные признаки, на те коммуникативные задачи, которые этот формат позволяет решить.