4.3. Коммуникация в малых группах
Коммуникация - это сложный процесс создания, передачи, приема и интерпретации сигналов и смыслов, как вербальных, так и невербальных. Целью коммуникативной деятельности в малых группах является выработка совместного значения для того, чтобы члены группы могли координировать свои усилия по выполнению стоящих перед группой задач. Люди потому и создают группы, что не могут в одиночку воздействовать на внешний мир. Поэтому при описании особенностей коммуникативного процесса в группах внимание заострено на тех его аспектах, которые связаны с успешным решением совместных задач.
Группой в коммуникативных исследованиях называют совокупность людей, размеры которой ограничены требованиями эффективности коммуникации: все члены ее могут одновременно выступать и как источники, и как получатели сообщений. Это обычно от 5 до12 человек. Члены группы связаны между собой определенной общей целью, и внутри группы существует некоторая структура, или организация.
Самыми важными признаками коммуникации внутри группы являются вырабатываемые ею правила, или поведенческие нормы, которые регулируют поведение членов группы. Также могут формулироваться ролевые ожидания, определяющие поведение конкретного члена группы. Так, если вы ходите заниматься, например, танцами и перепробовали уже несколько школ, то вы знаете, что они отличаются не только требовательностью или опытом и классом преподавателя, но и тем, какой стиль общения был принят в разных группах. Где-то только занимались вместе, а где-то проводили вместе и время после занятий. В разных группах был разный стиль общения – более или менее доверительный, более или менее формальный, охватывавший либо только ваши совместные увлечения танцами, либо еще и другие темы.
Когда вы впервые попадаете в группу и сталкиваетесь с проявлениями групповой культуры, то есть - норм и ожиданий, то разные факторы могут влиять на то, насколько охотно вы согласитесь принять и исполнять групповые нормы. Среди них будут и степень желания продолжить членство в группе, и ощущение важности принадлежности к данной группе, и степень близости (привязанности, зависимости) между членами группы. Если это группа формальная, то есть образованная по правилам какой-то организации (например, учебная группа в университете, или проектная команда на предприятии), то роль играет и существенность наказания за неподчинение групповым нормам.
Коммуникация лежит в самой основе представлений о том, что такое малая группа, что превращает некоторое количество собранных вместе людей в группу, а это, в свою очередь, создает особое качество коммуникативных взаимодействий между ними. Именно вербальные и невербальные процессы и взаимодействия «выковывают» групповые нормы, помогают сохранить группу, обмениваться информацией, достигать соглашений, координировать усилия. Ведь целью коммуникации в малой группе является выработка общих значений, которые понимаются и принимаются всеми членами группы в степени, достаточной для того, чтобы осуществлять совместную деятельность и добиваться решения поставленных перед группой задач. Это, в первую очередь, относится к так называемым рабочим группам (командам), но верно и для других типов групп: неформальных, образовательных, групп по интересам, даже и для семьи – как самой очевидной неформальной и центральной в жизни каждого человека группе.
Рассмотрим центральный для данного формата коммуникативный процесс, направленный на решение поставленных (возникающих) перед группой проблем. В нем можно выделить шесть коммуникативных шагов:
Во-первых, это постановка проблемы. Она включает открытые вопросы ( на которые нельзя ответить просто «да» или «нет»), разумное ограничение широты темы, критерии оценки проблемы (как давно она существует, какие есть перспективы развития, причины, возможные последствия существования проблемы). Затем идут критерии для оценки предложенных решений (до рассмотрения самих предлагаемых решений). Критерии могут быть как практическими, так и ценностными. На третьем шаге разумно использовать тактику мозгового штурма: предложить как можно больше вариантов решений, не отвергая ни одного из них заранее.На четвертом этапе происходит оценка предложенных решений с точки зрения всех выдвинутых ранее критериев. При этом часто используется метод критического осмысления, коммуникативная суть которого заключается в последовательном и раздельном фокусировании внимания на различных аспектах проблемы: на фактах (вся связанная с данным вопросом конкретика), на эмоциях и ощущениях (чем нравится или не нравится данное решение), на негативном анализе (каковы недостатки предложенного решения), на его позитивных сторонах (каковы его преимущества), на творческом компоненте (что можно увидеть нового и необычного в данном решении). Пятый шаг означает выбор лучшего решения. При этом сами методы принятия решений могут опираться на разные основания: власть авторитета, власть большинства, или консенсус. Шестой этап предполагает проверку принятого решения, то есть возвращение к проблеме через некоторое время после осуществления действий.
Малые группы используют несколько основных форм группового обсуждения. Это может быть круглый стол, характеризующийся неформальным стилем обсуждения и наличием модератора, который предоставляет участникам круглого стола слово, не дает одному участнику говорить слишком долго, а в нужные моменты подытоживает высказанное и обозначает переход от одной темы к другой. Панель экспертов отличается от круглого стола присутствием аудитории. Типичные примеры мы наблюдаем в популярных телевизионных шоу. Частой формой группового обсуждения в научных, образовательных и деловых коммуникациях является симпозиум. Эта форма предполагает подготовленные выступления на различные аспекты темы. На симпозиумах также бывает модератор (руководитель) со своими функциями. В свою очередь, форум представляет собой то же, что и симпозиум, но с присутствием аудитории, которая может задавать вопросы и делать замечания.
Положительный результат коммуникации в малых группах, а значит, и успешное решение поставленных перед группой задач, во многом зависит от того, как члены группы умеют слушать друг друга. Это не просто вопрос вежливости и хорошего воспитания. Успешность группы во многом зависит от того, насколько эффективно ее члены извлекают информацию в процессе обсуждений и совместно конструируют смыслы в результате этой деятельности. Речь идет об определенных техниках эффективного слушания. Они включают активное и фокусированное слушание. Под активным слушанием понмается перифразирование (в уме и вслух), что демонстрирует и подтверждает правильное понимание сказанного, а также дает говорящемуэмоциональную и когнитивную обратную связь. Фокусированное слушание помогает не терять из виду то, что хочет сказать говорящий, держать основную линию дискуссию в фокусе внимания, требует концентрации на основных идеях, внутренней организации услышанного по пунктам, выделения конкретных фактов, ключевых слов, промежуточных выводов из услышанного.
В каждой группе формируется (или назначается – если речь идет о формальных, рабочих группах) свой лидер. Хороший руководитель группы должен, в первую очередь, обладать рядом коммуникативных умений и навыков. Успешные лидеры умеют активно участвовать в дискуссии, выражая свои мысли ясно и четко, демонстрировать хорошее понимание задач, стоящих перед группой, служить связующим звеном при выражении идей и предложений другими членами группы, помогать им в этом. Коммуникативно компетентные руководители стремятся не заявлять свои мнения безапелляционно, показывать свою заинтересованность в успехе групповой деятельности, уважать других говорящих, а также разделять с группой все результаты ее успеха.
По мере того, как мы обсуждаем коммуникативные взаимодействия со все бОльшим количеством участников, фокус нашего описания сдвигается в сторону проблем структурирования коммуникативных потоков, тех умений, которыми должен обладать говорящий, а также к требованиям, которые выдвигают различные аудитории. Первое приводит нас к проблемам организационной коммуникации, второе – к теме публичной коммуникации, а третье - к такому виду профессиональной деятельности, как связи с общественностью, или PR (publicrelations). Рассмотрим их в этом порядке.
- Введение в теорию коммуникации для филологов м.Б.Бергельсон, а.Л.Борисенко, т.Д.Венедиктова, д.Б.Гудков, т.Б.Дианова, а.А.Кибрик введение в теорию коммуникации для филологов
- Часть I. Становление тк как отдельной дисциплины 4
- Часть II. К пониманию речевой коммуникации: формы опосредования (медиации) и контекстуализации речевого общения. 29
- Часть 3. Коммуникативный акт 128
- Часть IV 191
- Часть I. Становление тк как отдельной дисциплины
- 1.1. Коммуникативные революции в истории
- 1.2. Социальные предпосылки появления тк
- 2. Речевая коммуникация как предмет научной теории
- 2.1. Возникновение речеведения
- 2.2. Слово как действие и коммуникация как социальное взаимодействие
- Часть II. К пониманию речевой коммуникации: формы опосредования (медиации) и контекстуализации речевого общения.
- 1. Подходы к определению и семиотические модели коммуникации
- 1.1. Определение коммуникации
- 2. Коды и каналы коммуникации
- 2.1. Коды коммуникации
- 2.2. Письменная и устная коммуникация: модусы и каналы
- 2.2.1. Электронная коммуникация
- 3. Функции коммуникации
- 4. Форматы коммуникации
- 4.1. Внутриличностная коммуникация
- 4.2. Межличностная коммуникация.
- 4.3. Коммуникация в малых группах
- 4.4. Организационная коммуникация
- 4.5. Публичная коммуникация
- 4.6.Массовая коммуникация
- 4.7. Межкультурная коммуникация
- 5.Коммуникативные знания, контексты, компетенции
- 5.1. Коммуникативные принципы, правила, стратегии
- Часть 3. Коммуникативный акт
- 1. Речь как действие.
- 1.1. «Как осуществлять действие при помощи слов»
- 1.2. Понятие (речевой) конвенции
- 1.3. Понятие речевой интенции
- 1.4 Проблема классификации речевых актов
- 2. Диалог как взаимодействие: теория речевых жанров.
- 2.1. Проблема речевых жанров
- 2.2. Теория речевых жанров и теория перформативности
- 3. Условия взаимопонимания: принцип кооперации.
- 3.1. Принцип кооперации и коммуникативное взаимодействие
- 3.2. Проблема «нарушения» коммуникативных постулатов
- 3.2.1. Понятия импликации и инференции
- 3.3. Коммуникативные неудачи
- 4. Cоциально-речевая система: дискурс
- 4.1. Подходы к определению дискурса
- 4.2. Дискурсивный анализ и проблема идентификации
- 4.3. Дискурсивный анализ и проблема власти
- 4.4. Дискурс и идеология
- Часть IV теория коммуникации и филологические дисциплины
- 1. Литературоведение в свете теории коммуникации
- 1.1. Проблема автора и «авторская функция».
- 1.2. Поворот к читателю
- 1.3. Литература как социокультурный институт
- 1.4. Микропрактики чтения
- 2. Теория коммуникации и лингвистический анализ дискурса
- 2.1. Дихотомия языка и речи и иерархия языковых уровней в свете традиционного подхода
- 2.2. Текст, диалог, дискурс
- 2.3. Социальный и когнитивный аспекты дискурса
- 2.4. Разделы дискурсивного анализа
- 2.5. История и направления дискурсивного анализа
- 2.6. Пример лингвистического дискурсивного анализа
- 3. Теория коммуникации и исследования фольклора
- 3.2. Традиционная культура в свете теории коммуникации
- 3.3. Изменение предметного поля: перспективы и горизонты
- 3.4. Фольклор: текст и контекст
- 4. Перевод как коммуникация: кто? для кого? зачем?
- Идеальный перевод: мечта о прозрачном переводчике
- Цели и средства
- Что влияет на переводчика?
- Перевод в меняющемся мире