logo
учебник16

4.6.Массовая коммуникация

Какое бы огромное количество людей ни собрало публичное выступление, оно вряд ли сможет тягаться с тем охватом аудитории, которого добивается массовая коммуникация в ее различных форматах. Трудно переоценить роль средств массовой информации в современном мире.

Массовая коммуникация представляет собой особый вид коммуникации, по своим существенным характеристикам заметно отличающийся от других коммуникационных форматов. Собственно, именно бурное развитие массовой коммуникации обусловило появлении теории коммуникации как отдельного научного направления.

Под массовой коммуникацией понимают процесс создания и распространения сообщений с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, Интернет) среди численно неограниченной «рассеянной» аудитории. Несомненно, что массовая коммуникация проникает в самые разные сферы жизни современного общества: политику, экономику, культуру, быт. Именно поэтому массовая коммуникация оказывается в центре внимания самых разных наук.

Из особенностей массовой коммуникации, отличающих ее от других форматов, могут быть выделены следующие:

- отсутствие конкретного адресата; сообщение отправляется не определенному лицу или группе лиц, а неопределенному (в той или иной степени) множеству получателей; при этом массовая коммуникация формирует и стандартизирует свою аудиторию, во многом задавая ее потребности и нормы;

- дистантность коммуникации, обусловливающая отсутствие мгновенной реакции на сообщение, очевидной для адресанта, отсутствие непосредственной обратной связи, проявляющейся «здесь и сейчас» (правда, новые технологии, прежде всего Интернет, интерактивные телевидение и радио предоставляют все больше возможностей для подобной связи);

- обязательное наличие технических средств передачи сообщения, оказывающих самое серьезное влияние как на само сообщение, так и на его восприятие и интерпретацию адресатом;

- социальная значимость сообщения, содержащаяся в нем информация представляется отправителем как важная для самой широкой аудитории.

Одними из основных проблем, обсуждаемых специалистами, являются вопросы о функциях массовой коммуникации и о ее социальной роли.

Традиционно главной функцией массовой коммуникации считается информационная, заключающаяся в распространении сведений об окружающем мире, значимых событиях в нем происходящих. Но многие ученые и практики СМИ сегодня утверждают, что эта роль все больше отходит на второй план. Основной же функцией массовой коммуникации видится социоцентрическая (социальная, регулирующая). Речь идет о том, что именно массовая коммуникация оказывается одной из основных скреп общества, способствует объединению самых разных людей в цельный социум и осознанию ими этого единства. Общее коммуникативное пространство, обеспечение взаимосвязи между различными социальными субъектами (индивидуальными и коллективными, реальными или воображаемыми) – одно из обязательных условий интеграции индивидов в некоторую общность.

Но этим, конечно не исчерпывается социальная функция массовой коммуникации. Она играет важную роль в социализации индивида. Под социализацией понимается процесс «вхождения» личности в общество, овладения ею социальными нормами, моделями поведения, системой ценностей и установок, соответствующими знаниями. Средства массовой коммуникации играют в этом процессе одну из ведущих ролей, наряду с такими социальными институтами, как семья, школа и др. О степени влияния массовой коммуникации на социализацию можно спорить, но не поддается сомнению ее значимое участие в этом процессе. Именно в силу этого массовая коммуникация является одним из ведущих средств создания и поддержания общей для представителей социума картины мира, как, впрочем, и разрушения этой картины, вернее, отдельных ее фрагментов.

Некоторые исследователи выделяют такую функцию, как культурологическая, которая заключается в сохранении и трансляции от поколения к поколению норм и ценностей культуры. Легко заметить, что эта функция самым тесным образом связана с предыдущей и может рассматриваться как ее составляющая.

Оговоримся, что информирование, интеграция, идентификация, трансляция культуры – все эти функции характерны не только для массовой коммуникации. Они реализовывались и, например, в устно-фольклорном обществе. Речь идет о том, что в индустриальном и постиндустриальном обществе произошел переход именно к массовому производству сообщений, адресованных, извините за тавтологию, массам, возникла целая индустрия коммуникации. И сегодня именно массовая коммуникация играет ведущую роль в реализации перечисленных выше функций.

При этом функция, которая традиционно рассматривалась как вторичная, «вспомогательная», сегодня различными учеными признается едва ли не ведущей для массовой коммуникации. Речь идет о развлекательной (рекреативной, досуговой) функции. Так, Ги Дебор (1931-1994), рассматривая современное общество как «общество спектакля», указывал: «Наиболее интенсивно сейчас развивается сфера услуг и развлечений (…). Это касается и того, как мы подписываемся на культурное потребление и покупаем общение как таковое, посредством разнообразных "ток-шоу" и "встреч со звёздами". Однако не очевидно ли, что подобный зрелищный товар, которым нас потчует спектакль, имеет столь большой спрос лишь потому, что дефицитом стала сама соответствующая реальность!?» В развлечение, товар для потребления, «спектакль» превращается все: природные катастрофы, политическая борьба, личная жизнь публичных личностей и т.д. Те или иные события превращаются из фактов действительности в мелькающие на экране телевизора или дисплее компьютера картинки, имеющие лишь косвенное отношение к той реальности, в которой живем «мы».

На это обращали внимание еще философы и социологи так называемой Франкфуртской школы (Г.Маркузе (1898-1979), М.Хоркхаймер (1895-1973) и др.). Они полагали, что современное им индустриальное общество неототалитарно, средства массовой информации и массовая культура с помощью своеобразного гипноза внедряют ложную картину мира, структурируют ложное сознание, навязывая индивиду ложные потребности и культ потребления.

Здесь мы вплотную подходим к вопросу о степени влияния массовой коммуникации на общество. Одну из наиболее «радикальных» точек зрения на заявленную проблему высказывал Г.Маклюэн.

Герберт Маршалл Маклюзн (1911-1980) – канадский философ, филолог, теоретик коммуникации. Наиболее известные работы: «Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего», «Понимание медиа: Внешнее расширение человека».

«В эпоху электричества, когда наша центральная нервная система, технологически расширившись вовне, вовлекает нас в жизнь всего человечества и вживляет в нас весь человеческий род, мы вынуждены глубоко участвовать в последствиях каждого своего действия».

Он настаивал на том, что смена исторических эпох в развитии человечества обусловливается изменением типов коммуникации. Массовая коммуникация формируется с появлением массовых тиражей и ежедневной прессы и развитием фотографии, при этом современная эпоха начинается с появления электричества, с помощью которого создаются соответствующие средства массовой коммуникации, связывающие людей в глобальное общество («глобальную деревню», по его словам), создавая глобальное пространство, в котором все оказывается взаимосвязанным. Новое средство общения полностью меняет человека, заставляет его иначе воспринимать мир и взаимодействовать с ним (ср. приведенные выше размышления Платона о том, как изменило людей появление письменности), что неизбежно приводит к кардинальной трансформации человеческого общество в целом.

Именно Г.Мклюэну принадлежит знаменитый афоризм: «The medium is the message» («средство коммуникации является сообщением»). Сам он пишет по этому поводу следующее: «Как с операциональной, так и с практической точки зрения средство коммуникации есть сообщение. А это всего лишь означает, что личностные и социальные последствия любого средства коммуникации - то есть любого нашего расширения вовне - вытекают из нового масштаба, привносимого каждым таким расширением, или новой технологией, в наши дела». Так, канадский ученый, говоря о телевидении, указывает, что оно уже само оказывает влияние на человеческое сознание вне зависимости от содержания передаваемого сообщения. Даже самое банальное и обыденное событие, показанное по телевизору, сразу оказывается значимым и заслуживающим внимания. Мозаичность разрозненных сообщений формирует “шарообразный космос мгновенно возникающих взаимосвязей”. Телевидение самым активным образом влияет на восприятие информации, оно конструирует окружающий человека мир, наделяя его своими свойствами. Г.Маклюэн писал: «Человеческие чувства, расширениями которых являются все без исключения средства коммуникации, (…) являются фиксированными налогами на наши личностные энергии и (…) конфигурируют сознание и опыт каждого из нас».

Анализируя приведенную выше формулу Г.Маклюэна, Ж.Бодрийяр указывал: «Настоящее послание, которое отправляют телевидение и радио, то, которое раскодировано и потреблено бессознательно и глубоко, не является явным содержанием звуков и образов, а представляет собой принудительную схему, связанную с самой технической сущностью этих средств информации, с дезартикуляцией реального в последовательные и эквивалентные знаки: это - нормальный, запрограммированный, чудотворный переход от Вьетнама к мюзик-холлу на основе полного абстрагирования от того и другого».

Жан Бодрийяр (1929-2009) – французский философ, социолог, культуролог, один из крупнейших представителей постмодернистской мысли, хотя сам себя постмодернистом не считал. Наиболее известные работы «Общество потребления», «Симулякры и симуляция», «Символический обмен и смерть».

«Мы живем под покровом знаков в отрыве от действительности».

Позже Ж.Бодрийяр в своей знаменитой статье, а после книге «Войны в Заливе не было» на примере освещения операции «Буря в пустыне» подробно рассматривает, как масс-медиа конструируют события. Он пишет о том, что «картинка» на экране начинает замещать реальность, делая излишним само изображаемое событие.

По мнению Ж.Бодрийяра, массовая коммуникация способствует отчуждению человека от окружающего мира, действительность превращается в декорацию, нечто иллюзорное и ирреальное: «Мир находится в состоянии симулякра, когда реальным становится то, что может быть симулировано». Отечественный исследователь Ю.А.Сорокин говорил о необходимости различать факт-событие и факт вербальный. Иными словами, следует понимать различие между тем, что действительно произошло, и тем, что об этом рассказано (добавим от себя: и показано, если речь идет о телевидении). Названный исследователь писал: «Структура вербального факта – это виртуальная реальность, неоднозначность которой усиливается тем, что она в отличие от структуры факта-события стремится не показать, а оценить себя. Иными словами, вербальный факт – это всегда лишь потенциальный факт»11. Но при этом обычные потребители сообщений, передаваемых средствами массовой коммуникации, как правило, такого различия не проводят, воспринимая подобные сообщения как абсолютную истину, не подвергаемую сомнениям чувственно воспринимаемую реальность («Это так, потому что я сам по телевизору видел», «Это так, потому что в газете написано» и т.п.). Сконструированный факт вне зависимости от того, присутствует в нем реальность или нет, входит в социальный обиход, существуя в нем как непреложная истина.

Н

Никлас Луман (1927-1998) – немецкий социолог, один из крупнейших исследователей средств массовой коммуникации. Наиболее известные работы: «Реальность массмедиа», «Социальные системы. Очерк общей теории».

«Все, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем через массмедиа».

а это указывал Н.Луман, писавший, что человеческое сознание не в состоянии различать условия существования объектов и условия их познания.

Немецкий ученый подчеркивал, что массмедиа удваивают реальность: есть действительность, в которой происходят некоторые события, и есть отражение этой действительности в СМИ. Н.Луман предлагал сосредоточиться на изучении тех способов, с помощью которых массмедиа конструируют эту вторую реальность.

Сказанное выше, конечно, не исчерпывает того, что известно современному гуманитарному знанию о массовой коммуникации. Эта область продолжает активно развиваться как в силу неослабевающего внимания к ней теоретиков современного общества и практиков, стремящихся на него воздействовать тем или иным образом, так и в силу постоянно меняющихся технических средств массовой коммуникации и технологий работы с ними (прокатившаяся недавно по разным странам мира волна «твиттерных революций» - только одна из многих иллюстраций того, как можно менять мир с помощью средств массовой коммуникации). Мы лишь пытались в самом общем виде очертить круг проблем, которые ставит перед наукой исследование такого формата общения, как массовая коммуникация.