logo
учебник16

2.3. Социальный и когнитивный аспекты дискурса

Как ясно из определения дискурса, он представляет собой социальное явление. Коммуникация между двумя или более людьми – это уже социальный процесс. Мы говорим для того, чтобы как-то подействовать на собеседника – добиться от него каких-то действий, научить его чему-то, развлечь его, заставить нам сопереживать и т.п. В любом случае это – взаимодействие, а взаимодействие между индивидами – это именно то, с чего начинается общество.

В каждом акте коммуникации имеются говорящий и адресат – специфические социальные роли. Эти роли меняются: если разговаривают Маша и Петя, то в некоторый момент времени Маша является говорящим, Петя – адресатом, а в следующий момент – наоборот. Есть и еще одна существенная социальная роль – аудитория. Вася может присутствовать при разговоре Маши и Пети, не выступая ни говорящим, ни адресатом, но при этом все же влияя на ход дискурса. Социальные роли говорящего, адресата и аудитории взаимодействуют также с другими социальными ролями, которые имеются у этих же индивидов – гендерными, этническими, возрастными , статусными, профессиональными и т.д. Все эти дополнительные роли также могут влиять на характер и структуру дискурса.

Говорящий и адресат – это не просто абстрактные социальные роли. В каждом реальном акте коммуникации они являются реальными людьми, представителями вида Homosapiens. Их дискурсивное взаимодействие – порождение и понимание дискурса – осуществляется при помощи важнейшего органа: мозга. И тут неизбежно встает вопрос о когнитивном аспекте дискурса. Термин «когнитивный» означает ‘связанный с информацией, знаниями, мыслью, сознанием’. Вся информация, которую говорящий передает адресату, вначале формируется в когнитивной системе говорящего, а затем – чаще всего не в абсолютно идентичном виде – воспроизводится в сознании адресата.

Дискурс всегда является некоторое проекцией когнитивного представления, лежащей в основе мысли. Языковая деятельность очень сильно зависит от когнитивных феноменов, которые отвечают не только за языковую, но и вообще за любую осмысленную деятельность – таких, как память, внимание, принятие решений. Это легко показать на простом примере. Как известно из психологии, одна из основных особенностей внимания состоит в том, что это крайне ограниченный ресурс. Человек никогда не может обращать внимание на все сразу, в каждый момент внимание концентрируется лишь на нескольких объектах. Аналогично, в предложении обычно бывает всего один-два-три участника, выраженных существительными или местоимениями (Петя спит.Вася поцеловал Машу. Катя встретила Мишу в магазине.) Тот факт, что в предложении обычно фигурируют один-два, редко три-четыре участника ситуации, непосредственно связан с ограничением на объем человеческого внимания.

Таким образом, дискурс представляет собой одновременно социальный и когнитивный феномен. Дискурс чувствителен и к тому, что происходит внутри одной черепной коробки (когнитивный аспект), и к тому, что происходит между двумя или более индивидами (социальный аспект). При этом указанные два аспекта не противопоставляются жестко. Ведь мысль в мозгу индивида формируется на основе и с учетом взаимодействия, а взаимодействие возможно лишь потому, что в голове участников работает внутренний когнитивный аппарат. Важность и единство когнитивного и социального необходимо учитывать при анализе любого произвольного дискурсивного явления. Некоторые примеры такого анализа будут приведены ниже.