logo
учебник16

Часть 3. Коммуникативный акт 128

1. Речь как действие. 128

1.1. «Как осуществлять действие при помощи слов» 128

1.2. Понятие (речевой) конвенции 132

1.3. Понятие речевой интенции 135

2.1. Проблема речевых жанров 143

2.2. Теория речевых жанров и теория перформативности 150

Термин фрейм (англ. frame - «каркас» или «рамка») был введен в научный обиход в 1970х годах теоретиками искусственного интеллекта и с тех пор широко используется в лингвистике, психологии, кибернетике, социологии. Таким образом обозначается когнитивное образование - способ представления знаний, устойчивый и относительно статичный в своей структуре и значащей форме. 151

3. Условия взаимопонимания: принцип кооперации. 153

3.1. Принцип кооперации и коммуникативное взаимодействие 154

3.2. Проблема «нарушения» коммуникативных постулатов 157

3.3. Коммуникативные неудачи 166

4. Cоциально-речевая система: дискурс 170

4.1. Подходы к определению дискурса 170

4.2. Дискурсивный анализ и проблема идентификации 175

4.3. Дискурсивный анализ и проблема власти 178

4.4. Дискурс и идеология 182