logo
учебник16

2.4. Разделы дискурсивного анализа

Дискурсивный анализ в принципе стремится ответить на те же вопросы, на которые отвечает любая эмпирическая научная дисциплина. К числу наиболее важных из этих вопросов можно отнести следующие: в каких формах дискурс бывает представлен? как дискурс организован? как дискурсивные явления связаны с другими языковыми явлениями? В соответствии с этими тремя вопросами можно выделить три основных раздела дискурсивного анализа.

А. Разнообразие дискурса.

При изучении любого естественного объекта необходимо понять, какие образцы этого объекта встречаются в природе, т.е нужна определенная классификация его типов. Например, когда энтомолог изучает бабочек, он должен понять их классификацию на виды, прежде чем он опишет тот или иной вид. По-видимому, стремление к классификации, или таксономии – универсальное свойство человеческого разума. Дискурс чрезвычайно разнообразен и может классифицироваться по целому ряду независимых параметров. Деление дискурса на модусы, жанры, функциональные стили и т.д. рассматривается в разделе _____.

Б. Структура дискурса.

В любой эмпирической науке в центре внимания находится структура изучаемого объекта. Так обстоит дело и в дискурсивном анализе. Принято различать два полярных типа дискурса – глобальную структуру и локальную. Глобальная структура – членение дискурса на крупные блоки, например абзацы в газетной статье. Локальная структура состоит из минимальных языковых единиц, которые можно отнести к дискурсивному уровню. Такие единицы иногда называют элементарными дискурсивными единицами. По объему они довольно близки к одной предикации (clause), т.е. в области локальной структуры дискурсивный анализ существенно пересекается с синтаксисом. Локальная структура устного дискурса подвергнута подробному рассмотрению в монографии Кибрик и Подлесская ред. 2009.

В. Влияние на более мелкие языковые уровни

Поскольку дискурс – это самый крупный уровень языка, вопрос о связи с другими уровнями сводится к вопросу о том, как дискурсивные факторы влияют на единицы более мелких уровней. Действительно, многие синтаксические, морфологические, лексические и даже фонетические явления находятся под прямым воздействием дискурсивных факторов. Например, в русском языке существует такое синтаксическое явление, как различный порядок слов в предложении, ср. Петя любит Машу, Петя Машу любит, Машу любит Петя и т.д. Хотя все эти порядки можно описать в синтаксических терминах (взаимное расположение подлежащего, дополнения и сказуемого), выбор между ними можно объяснить только дискурсивным контекстом. Так, на вопрос одного из собеседников о том, кто любит Машу, лучше всего ответить, использовав порядок слов последнего из приведенных выше предложений. Другой пример – лексический выбор между полным наименованием лица (например, Пушкин) и сокращенным, при помощи местоимения 3-го лица (он). Второй из этих вариантов возможен только в ситуации, когда данное лицо было введено в дискурсивный контекст, причем совсем недавно, так что собеседник будет в состоянии понять, о ком идет речь. Еще один пример – применение восходящих и нисходящих тональных акцентов в русском языке. В утверждении как правило используется нисходящий тональный акцент, например: Ты мне не \позвонил. В этом предложении на ударном слоге сказуемого происходит существенное падение основного тона голоса, означающее некую дискурсивную окончательность данной реплики. А в вопросе, предполагающем наличие последующей реплики собеседника, используется восходящий акцент: Ты мне /позвонишь? Существует огромное пространство различных языковых явлений, которые выражаются средствами фонетики, лексики, грамматики, но находятся под непосредственным влиянием дискурсивных факторов. В последнее время изучается также связь между вербальными явлениями и так называемым «языка тела», в первую очередь жестикуляцией, сопровождающей речь. Выясняется, что жесты координированы определенным образом с вербальными элементами. Так, если говорящий указывает на некоторый объект, указательный жест пересекается по времени с озвучиваемым выражением, обозначающим данный объект, например, когда офицер говорит старшине: На задание возьмешь его, указывая при этом на определенного солдата.

Три эти раздела в целом охватывают основную проблематику, изучаемую лингвистическим дискурсивным анализом.