4.1. Внутриличностная коммуникация
Если мы отталкиваемся от таких важных и необходимых для самого начала процесса коммуникации понятий, как восприятие и переработка информации, то в связи с этим надо взглянуть на процессы, происходящие внутри нас, то есть начать с внутриличностной коммуникации, или – как ее принято называть в литературоведческих или культурологических дициплинах - автокоммуникации. Это коммуникация с «самим собой». Она может принимать очень сложные формы, например внутреннее переживание восприятия предметов искусства или саморефлексия – мысленная оценка своих действий, поступков, словесных и прочих реакций других людей. Но в основе ее лежат самые базовые, первичные, реакции индивидуума на сигналы, которые поступают нам от наших органов чувств. Воспринимая внешние воздействия, человек подвергает их анализу и превращает в информацию.
Внутриличностную коммуникацию можно описать как шкалу реакций от бессознательных, спонтанных (например, отдергивание руки при прикосновении к горячей сковородке) до осмысленных, сложных, отложенных во времени типов поведения, которые, однако, являются нашей реакцией на информацию, полученную от органов чувств, сохраненную в мозгу и вызвавшую потом коммуникативную реакцию.
Например, Маша отправилась покупать себе платье вместе со своей подругой. Маша примерила платье и почувствовала, что ей в нем тесно. Как следуетпоразмыслив, она решила купить другое платье. Но подруга сказала ей, что купленное платье хуже, потому что не такое модное. Услышав это, Маша расстроилась и мысленно сказала себе, что больше не возьмет эту подругу за покупками, но все же решила полистать при случае модные журналы.
В этом примере глаголы, которые мы выделили подчеркиванием, отражают различные аспекты внутриличностной коммуникации. Они описывают как Машино восприятие и (эмоциональные) реакции (услышав, почувствовала, расстроилась), так и ее внутренние размышления (поразмыслив, решила, мысленно сказала себе).В первом случае ситуация описывается с точки зрения Маши как получателя, или интерпретатора, внутриличностной коммуникации, а во втором – как инициатора, автора.
Если, моделируя ситуации внутриличностного общения, мы станем использовать информационную метафору коммуникации, то (в простейшем случае) отправителями информации будут наши органы чувств10. Сообщение, которое они посылают, это неврологические импульсы. Мозг перерабатывает эти импульсы и посылает обратные информационные сигналы (=сообщения) органам чувств или мышцам, управляющим нашими движениями. Ощущения теплого или холодного, восприятие приятных или резких звуков, эмоции, эмпатия по отношению к другим людям и все остальные способы, которыми мы реагируем на мир внутри себя – все это формы внутриличностной коммуникации, в частности формирующие наши представления о себе. Представление о себе состоит из знаний и ощущений человека о своих сильных и слабых сторонах, возможностях и ограничениях и складывается из:
- Образа человека в глазах других людей. Отражение происходит через реакции, оценки, интеракции других; при этом важно, что разные "другие" обладают разной значимостью в наших глазах. Так, замечание или косой взгляд со стороны близкого друга будут важнее, чем обильная похвала от случайного знакомого.
- Сравнения себя с другими. При этом социальные сравнения могут быть абсолютными (я самый умный) и относительными (я умнее Вани, Пети и Маши), а культуры отличаются в этом плане по тому, с кем производятся сравнения; играет особую роль и оценка в рамках своей группы (я умнее почти всех в своем классе)
- Интерпретация собственного поведения и его оценка относительно социальной нормы (отсюда - возможность ощущения вины или гордости за одни и те же поступки).
Понимание того, как складывается и развивается наше представление о себе, увеличивает степень нашего самосознания, а оно, в свою очередь, позволяет понять себя и свои мотивы, и поэтому дает человеку контроль над собственными действиями и восприятием окружающего мира. Мы можем повысить самопонимание и самосознание именно вследствие внутриличностной коммуникации, когда человек разговаривает с собой, слушает, что говорят ему и о нем другие, пытается увидеть себя глазами других людей. Иными словами, внутриличностная коммуникация помогает сократить свое слепое "Я" (все то, что известно о человеке другим, но скрыто от него самого; а в слепой зоне коммуникация затруднена) и увеличить зону открытого "Я" (все то, что про человека знают окружающие и что человек знает про себя сам) или перевести «слепую зону» в зону скрытого «Я». Это помогает добиться правильной самооценки. Низкая самооценка мешает добиваться успеха, завышенная самооценка ведет к разочарованиям. Повысить неоправданно низкую самооценку человек может путем самоутверждения (концентрации внимания на своих сильных сторонах, на своем потенциале, а не на недостатках), общении с позитивно настроенными людьми, деятельности, которая приводит к успеху, ну и наконец, понимании, что нельзя нравиться всем.
Итак, каковы же функции, которые выполняет внутриличностная коммуникация? Во-первых, она служит тем же целям, что и коммуникация в целом: приспособление к окружающему миру и индивидуумам. Особенностью является то, что с помощью внутриличностной коммуникации мы конструируем собственную личность, мысленно реагируя на информацию, поступающую от органов чувств и внешнего мира.
Во-вторых, на более конкретном уровне, внутриличностная коммуникация помогает нам управлять стрессом, быть членом группы, запоминать и хранить информации и слушать. Когда мы говорим себе, что в следующий раз выйдем на 10 минут раньше или выберем другой маршрут, чтобы опять не опоздать на лекцию, а в этот раз извинимся, сославшись на пробки, мы уменьшаем стресс и приспосабливаемся к окружающей нас городской действительности. Во время разговора с коллегами по работе вы не только участвуете в беседе, но и отслеживаете реакцию других людей на себя, свои слова и слова остальных членов группы. Вы обрабатываете и запоминаете эту информацию, которую потом сможете использовать как внутренний ресурс. Даже колеблясь взять или не взять последнее пирожное из блюда на общем столе, вы участвуете во внутриличностной коммуникации, и именно благодаря принимаемым на основе этой коммуникации решениям вам удается быть полноценным и компетентным членом сообщества, к которому вы принадлежите.
Как же в итоге мы можем обозначить факторы успешности внутриличностной коммуникации (автокоммуникации)? Исходя из вышесказанного, это умение анализировать свои спонтанные реакции, способность анализировать их как информационные сигналы, равно как и способность оценивать свои коммуникативные (и прочие) действия через анализ реакций других людей. Современную теорию автокоммуникации предложил Ю.М.Лотман, который прямо соотнес ее с художественным творчеством.
- Введение в теорию коммуникации для филологов м.Б.Бергельсон, а.Л.Борисенко, т.Д.Венедиктова, д.Б.Гудков, т.Б.Дианова, а.А.Кибрик введение в теорию коммуникации для филологов
- Часть I. Становление тк как отдельной дисциплины 4
- Часть II. К пониманию речевой коммуникации: формы опосредования (медиации) и контекстуализации речевого общения. 29
- Часть 3. Коммуникативный акт 128
- Часть IV 191
- Часть I. Становление тк как отдельной дисциплины
- 1.1. Коммуникативные революции в истории
- 1.2. Социальные предпосылки появления тк
- 2. Речевая коммуникация как предмет научной теории
- 2.1. Возникновение речеведения
- 2.2. Слово как действие и коммуникация как социальное взаимодействие
- Часть II. К пониманию речевой коммуникации: формы опосредования (медиации) и контекстуализации речевого общения.
- 1. Подходы к определению и семиотические модели коммуникации
- 1.1. Определение коммуникации
- 2. Коды и каналы коммуникации
- 2.1. Коды коммуникации
- 2.2. Письменная и устная коммуникация: модусы и каналы
- 2.2.1. Электронная коммуникация
- 3. Функции коммуникации
- 4. Форматы коммуникации
- 4.1. Внутриличностная коммуникация
- 4.2. Межличностная коммуникация.
- 4.3. Коммуникация в малых группах
- 4.4. Организационная коммуникация
- 4.5. Публичная коммуникация
- 4.6.Массовая коммуникация
- 4.7. Межкультурная коммуникация
- 5.Коммуникативные знания, контексты, компетенции
- 5.1. Коммуникативные принципы, правила, стратегии
- Часть 3. Коммуникативный акт
- 1. Речь как действие.
- 1.1. «Как осуществлять действие при помощи слов»
- 1.2. Понятие (речевой) конвенции
- 1.3. Понятие речевой интенции
- 1.4 Проблема классификации речевых актов
- 2. Диалог как взаимодействие: теория речевых жанров.
- 2.1. Проблема речевых жанров
- 2.2. Теория речевых жанров и теория перформативности
- 3. Условия взаимопонимания: принцип кооперации.
- 3.1. Принцип кооперации и коммуникативное взаимодействие
- 3.2. Проблема «нарушения» коммуникативных постулатов
- 3.2.1. Понятия импликации и инференции
- 3.3. Коммуникативные неудачи
- 4. Cоциально-речевая система: дискурс
- 4.1. Подходы к определению дискурса
- 4.2. Дискурсивный анализ и проблема идентификации
- 4.3. Дискурсивный анализ и проблема власти
- 4.4. Дискурс и идеология
- Часть IV теория коммуникации и филологические дисциплины
- 1. Литературоведение в свете теории коммуникации
- 1.1. Проблема автора и «авторская функция».
- 1.2. Поворот к читателю
- 1.3. Литература как социокультурный институт
- 1.4. Микропрактики чтения
- 2. Теория коммуникации и лингвистический анализ дискурса
- 2.1. Дихотомия языка и речи и иерархия языковых уровней в свете традиционного подхода
- 2.2. Текст, диалог, дискурс
- 2.3. Социальный и когнитивный аспекты дискурса
- 2.4. Разделы дискурсивного анализа
- 2.5. История и направления дискурсивного анализа
- 2.6. Пример лингвистического дискурсивного анализа
- 3. Теория коммуникации и исследования фольклора
- 3.2. Традиционная культура в свете теории коммуникации
- 3.3. Изменение предметного поля: перспективы и горизонты
- 3.4. Фольклор: текст и контекст
- 4. Перевод как коммуникация: кто? для кого? зачем?
- Идеальный перевод: мечта о прозрачном переводчике
- Цели и средства
- Что влияет на переводчика?
- Перевод в меняющемся мире