1.2. Социальные предпосылки появления тк
Еще одним обстоятельством, обусловившем развитие ТК, оказались два, на первый взгляд, противоположных, но тесно связанных между собой социальных процесса: массовизация общества, появление «человека массы», но при этом атомизация, все меньшая зависимость отдельной личности от других.
Индустриализация и развитие капитализма приводят к стремительной урбанизации, росту городского населения и возрастанию роли города в жизни общества (к примеру, в Петербурге в конце XVIII века жило около 200 тысяч человек, а через сто лет его население превысило миллион). Эти же процессы приводят к резкому повышению как горизонтальной, так и вертикальной социальной мобильности. Иными словами, если в предшествующие века правящий слой почти целиком формировался из представителей высшей аристократии, сын крестьянина с очень высокой вероятностью стал бы крестьянином, ремесленника - ремесленником, а члены одной семьи на протяжении многих поколений чрезвычайно редко меняли место жительства и род деятельности, то теперь все изменилось, крестьянин может стать рабочим, его дети и внуки – университетскими профессорами, генералами, крупными чиновниками и т.п. Одновременно с этим идут процессы «отчуждения», в терминологии, в частности, К.Маркса, который говорил об отчуждении работника от продукта труда (он принадлежит не ему), это ведет к отчуждению от процесса труда (он превращается в лишенную высшего смысла деятельность), к отчуждению человека от самого себя и людей друг от друга, т.е. сам процесс и результат социальной деятельности становится неподвластным человеку и непонятным ему, а окружающий мир воспринимается как чуждый.
Все эти процессы обусловливают разрушение привычных, традиционных общественных связей. Атомизированный индивид оказывается не членом какого-либо спаянного сообщества с ясными целями и интересами (деревенская община, цех ремесленников и др.), но человеком массы, толпы, объединяющих людей часто по случайным признакам и во имя достижения сиюминутных интересов.
С Уолтер Липпманн (1889-1974) - американский публицист, политолог, общественный деятель, один из основателей теории связи с общественностью, один из пионеров изучения пропаганды, наиболее известная его работа – «Общественное мнение». «Люди располагают меньшим числом слов, чем числом идей, которые они хотят выразить».
Густав Ле Бон (1841-1931) - франзуский психолог и антрополог, один из основателей социальной психологии как науки, наиболее известные его работы – «Психология революции» и «Психология толпы». «Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворённой толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие её, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности.
Легко заметить из этого краткого обзора, что становление теории коммуникации во многом обусловлено теми глобальными социальными, психологическими, технологическими изменениями, которые пережило человечество за относительно короткий период своей истории. Не случайно поэтому, что практически при любом подходе к пониманию коммуникации обязательно выделяются ее технологический, социальный, психологический аспекты. Поскольку коммуникация (не говорим о телепатии) представляет собой символический обмен, необходимо также выделять ее семиотический аспект. Основной знаковой системой, на основе которой строятся все остальные знаковые системы и без которой они не могут существовать, является естественный язык. Именно поэтому основное внимание мы сосредоточим в дальнейшем на лингвистическом аспекте коммуникации, не забывая при этом о значимости всех остальных.
В связи со сказанным выше следует добавить, что в становлении теории коммуникации важную роль сыграло активное развитие таких научных дисциплин, как психология, социология, семиотика, лингвистика и др., что позволило заложить научный фундамент под изучение как межличностной, так и массовой коммуникации, вооружить исследователей соответствующими методологиями анализа. Это явилось одним из обстоятельств, обусловившим то, что теория коммуникация с самого начала своего становления оказывается «зоной пересечения» самых разных наук. Соответственно, и существующие подходы к определению коммуникации, выявлению ее структуры во многом зависят от особенностей подхода – социологического, психологического, математического, филологического и др.
Мы свое основное внимание сосредоточим на вербальной коммуникации, обращаясь к такому предмету, который условно можно назвать «речеведением», исследованием речевой деятельности в человеческом обществе. Для понимания современного состояния этой дисциплины и той проблематики, к которой она обращается, представляется необходимым остановиться на истории ее становления.
- Введение в теорию коммуникации для филологов м.Б.Бергельсон, а.Л.Борисенко, т.Д.Венедиктова, д.Б.Гудков, т.Б.Дианова, а.А.Кибрик введение в теорию коммуникации для филологов
- Часть I. Становление тк как отдельной дисциплины 4
- Часть II. К пониманию речевой коммуникации: формы опосредования (медиации) и контекстуализации речевого общения. 29
- Часть 3. Коммуникативный акт 128
- Часть IV 191
- Часть I. Становление тк как отдельной дисциплины
- 1.1. Коммуникативные революции в истории
- 1.2. Социальные предпосылки появления тк
- 2. Речевая коммуникация как предмет научной теории
- 2.1. Возникновение речеведения
- 2.2. Слово как действие и коммуникация как социальное взаимодействие
- Часть II. К пониманию речевой коммуникации: формы опосредования (медиации) и контекстуализации речевого общения.
- 1. Подходы к определению и семиотические модели коммуникации
- 1.1. Определение коммуникации
- 2. Коды и каналы коммуникации
- 2.1. Коды коммуникации
- 2.2. Письменная и устная коммуникация: модусы и каналы
- 2.2.1. Электронная коммуникация
- 3. Функции коммуникации
- 4. Форматы коммуникации
- 4.1. Внутриличностная коммуникация
- 4.2. Межличностная коммуникация.
- 4.3. Коммуникация в малых группах
- 4.4. Организационная коммуникация
- 4.5. Публичная коммуникация
- 4.6.Массовая коммуникация
- 4.7. Межкультурная коммуникация
- 5.Коммуникативные знания, контексты, компетенции
- 5.1. Коммуникативные принципы, правила, стратегии
- Часть 3. Коммуникативный акт
- 1. Речь как действие.
- 1.1. «Как осуществлять действие при помощи слов»
- 1.2. Понятие (речевой) конвенции
- 1.3. Понятие речевой интенции
- 1.4 Проблема классификации речевых актов
- 2. Диалог как взаимодействие: теория речевых жанров.
- 2.1. Проблема речевых жанров
- 2.2. Теория речевых жанров и теория перформативности
- 3. Условия взаимопонимания: принцип кооперации.
- 3.1. Принцип кооперации и коммуникативное взаимодействие
- 3.2. Проблема «нарушения» коммуникативных постулатов
- 3.2.1. Понятия импликации и инференции
- 3.3. Коммуникативные неудачи
- 4. Cоциально-речевая система: дискурс
- 4.1. Подходы к определению дискурса
- 4.2. Дискурсивный анализ и проблема идентификации
- 4.3. Дискурсивный анализ и проблема власти
- 4.4. Дискурс и идеология
- Часть IV теория коммуникации и филологические дисциплины
- 1. Литературоведение в свете теории коммуникации
- 1.1. Проблема автора и «авторская функция».
- 1.2. Поворот к читателю
- 1.3. Литература как социокультурный институт
- 1.4. Микропрактики чтения
- 2. Теория коммуникации и лингвистический анализ дискурса
- 2.1. Дихотомия языка и речи и иерархия языковых уровней в свете традиционного подхода
- 2.2. Текст, диалог, дискурс
- 2.3. Социальный и когнитивный аспекты дискурса
- 2.4. Разделы дискурсивного анализа
- 2.5. История и направления дискурсивного анализа
- 2.6. Пример лингвистического дискурсивного анализа
- 3. Теория коммуникации и исследования фольклора
- 3.2. Традиционная культура в свете теории коммуникации
- 3.3. Изменение предметного поля: перспективы и горизонты
- 3.4. Фольклор: текст и контекст
- 4. Перевод как коммуникация: кто? для кого? зачем?
- Идеальный перевод: мечта о прозрачном переводчике
- Цели и средства
- Что влияет на переводчика?
- Перевод в меняющемся мире