logo search
учебник16

1. Литературоведение в свете теории коммуникации

Литературоведение традиционно описывало свой предмет как противоположность «просто речи» и коммуникации: «литература» - совокупность шедевров, порожденных индивидуальными талантами писателей и объединенных принадлежностью к традиции, жанровой и национально-культурной; задача литературоведения - изучать содержания и внутреннее устройство (поэтику) художественных произведений в их внутренней зависимости от контекста авторского творчества и культурно-исторического контекста.

Взгляд на литературу как на один из модусов культурной коммуникации предполагает радикальную рефокусировку внимания: с произведения как стабильного и самодостаточного объекта - на текст как процесс, производимый, воспроизводимый и (по-разному!) воспринимаемый. Заново ставятся вопросы о природе литературного авторства и о роли читателя, о том, что такое литература как дискурс и социокультурный институт и о практиках (живом опыте) литературного чтения. Это - важнейшие векторы переосмысления литературоведческой проблематики «под знаком коммуникации», характерные для науки второй половины ХХ века.