Картина нравов
В историческом замысле ВИМ, этом романе-исследовании, огромная роль отводилась картине нравов и характеров. Определяя в дневнике 1865 г. разные возможности «поэзии романиста», Т. записал, что в его «1805 годе», как и в «Одиссее», «Илиаде», эта поэзия – «в картине нравов, построенной на историческом событии». Картина создавалась по частям, в соответствии с изображаемой средой: «В Петербурге», «В Москве», «В деревне», «Война».
Характер русского народа и войска – эта эпическая задача определяла главное направление работы, движение исторической темы уже в «1805 годе».
В постижении народного характера у Т. ко времени создания ВИМ был немалый жизненный и описательный опыт. Но, работая в историческом ключе, он до мельчайших подробностей старался быть верным действительности. Правдивые исторические подробности он тщательно собирал в сочинениях военных историков, мемуарах очевидцев и т.п. Такие же подробности нужны были ему и для описания «мира».
Вторая задача была особенно трудна – о том, как жили разные люди вдалеке от театра военных действий и в промежутках между войнами, сохранилось чрезвычайно мало свидетельств.
В своем историческом повествовании Т. очень скуп на так называемые локальные черты, мелкие признаки времени, хотя иногда они встречаются и вполне достоверны. Из журналов начала 19 в. взяты характерные детали костюмов, причесок (у Ипполита Курагина фрак темно-зеленого цвета, лорнет; у Элен – шелковая роба и др.).
Сила ВИМ – в представлении социально-нравственной, психологической истории эпохи; воссоздании душевных персонажей разных людей того времени, их духовных устремлений.
У Т. «схвачены не отдельные черты, а целиком – та жизненная атмосфера, которая бывает различна около различных лиц и в разных слоях общества». Ясно и полно раскрыта в романе эта разница «атмосферы» - например, в имении старого князя Болконского, опального генерала суворовского времени, и разоряющегося московского хлебосола графа Ростова; культура быта, разные стили жизни в чиновном «фр.-нем.» Петербурге и «русской», патриархальной Москве.
Кроме того, Т. употребление фр. языка в русском дворянском обществе начала 19 в. считал характерным признаком времени.
Декабристское движение не могло быть показано, поскольку повествование ограничивается временными рамками 1805-1812 гг., когда это движение еще не существовало. Перенесясь в эпилоге к 1820 г., Т. говорит о причастности Пьера к декабристской организации («Союз благоденствия»), передает политические споры того времени. То же общественное движение, которое у нас предшествовало декабризму и действительно характерно для начала 19 в., - масонство – показано в ВИМ достаточно подробно.
Дворянская культура того времени представлена в романе умственными/нравственными исканиями «образованного меньшинства». Внутренний мир людей того времени воссоздан с несравненно большей подробностью, чем культура дворянского быта, и не только в части аристократических салонов и клубов, но даже поместных усадеб. Театральная жизнь, литературные салоны упоминаются мельком. Из писателей названы лишь С.Глинка, Карамзин с его «Бедной Лизой» да сочинители патриотических од. В этом внимании именно к «преддекабристской тематике» сказалась все та же пронизывающая роман «мысль народная». ВИМ проникнуто мыслью о большом значении дворянства в судьбах нации, в истории России.
Упоминаний о тяжелом положении крепостного крестьянства немного (поездка Пьера в Орловские имения, крутые меры старика Болконского). Сцена богучаровского бунта – единственный яркий эпизод этого плана. Превосходно рисуется здесь психология крестьян. Их бунт объясняется как результат действия таинственных, глубинных струй народной жизни.
Социальные конфликты во всей их остроте и напряженности не нашли в эпопее широкого отражения, главной целью которой было показать патриотический подвиг русского народа, единство нации, сплотившейся для отпора врагу. Национальная общность представлялась Т. как слияние лучшей части дворянства со всем народом (из этого единства исключались высшие слои петербургского/московского общества, резко и иронически изображенные в романе).
- Вопрос 1. Роман «Капитанская дочка» - вершина пушкинской прозы. Конфликт чести и долга в повести: ведущие образы, особенности композиции и стиля.
- Вопрос 2.Поэма н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», ее место в творчестве поэта. Художественный мир поэмы: замысел, сюжет, композиция, система образов, язык.
- Часть 1-я
- «Я пришел к тебе с приветом» (1843)
- Билет 4.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Общая характеристика
- «Задонщина»
- «Сказание о Мамаевом побоище»
- «Повесть о разорении рязани батыем»
- История находки
- Источники текста
- Особенности утраченной рукописи
- История создания летописи
- Содержание пвл, литературные памятники в ней
- Вопрос 14.М.В.Ломоносов – «создатель программной оды». Проблематика и художественные особенности его од
- Вопрос 16. «Натуральная школа», ее роль в развитии русского реализма. В.Г. Белинский о «натуральной школе».
- Натуральная школа»
- Вопрос 18. Народность поэзии а.В. Кольцова. Лирический герой. Сюжетно-композиционные особенности песен. В.Г. Белинский об а.В. Кольцове.
- Вопрос 19.Роман м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как новый этап в развитии русского реалистического романа. Глубина психологического анализа характеров. Мастерство композиции и языка.
- Вопрос 20.Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии м. Ю. Лермонтова. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя.
- Продолжение Мд
- Структура образов в Мд. Образ Чичикова.
- Речевая характеристика героев
- Образ Чичикова
- Образ народа в Мд
- Вопрос 23.Проблематика, особенности композиции, жанра и языка «Путешествие из Петербурга в Москву» а. Н. Радищева.
- Сентиментализм
- Вопрос 25.Идейно-эстетическая система и основные течения русского романтизма 1-ой четверти 19 века. Особенности романтического стиля.
- Вопрос 26.Творческий путь в.А. Жуковского и его роль в развитии русской литературы. Русские критики и писатели о Жуковском. Анализ одной баллады (по выбору).
- Вопрос 27. Жанровое и тематическое разнообразие в поэзии г.Р. Державина, его поэтическое новаторство,
- Вопрос 29
- Краткое содержание «Горе от ума».
- Краткое содержание романа «Дворянское гнездо».
- Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»
- Правда истории
- Исторические персонажи
- «Вымышленные» герои
- Картина нравов
- Философия истории
- Жанр вим
- Вопрос 39. Творчество а.К.Толстого. Многообразие жанров его произведений. Музыкальность лирики. Анализ поэмы «Иоанн Дамаскин»
- Вопрос 44. Творческий путь а.Т. Твардовского. Поэмы «Василий Теркин» и «За далью – даль», «По праву памяти». Их жанрово-стилистические особенности. Анализ одной из поэм (по выбору).
- 45. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе хх века. Многообразие «военной» прозы», её эволюция. Анализ одного из произведений (по выбору).
- «Дон-Жуан»
- «Мизантроп»
- Краткое содержание «Тартюф, или Обманщик».
- Краткое содержание Поэмы «Двенадцать»
- Билет 52.
- Книги а. Ахматовой
- Вопрос 53.
- Вопрос 55. Конфликт, основные образы и художественная структура и.А. Гоначрова «Обломов». Смысл понятия символа «Обломовщина».
- Краткое содержание Обломов
- Вопрос 56. Драма а.Н. Островского «Гроза». Основной конфликт и смысл его разрешения. Композиция и любимые художественные приёмы автора. Спор в критике о смысле и значении пьесы.
- Вопрос 58.
- Вопрос 59.
- Вопрос 60.
- Вопрос 63.
- 66. Романтическое двоемирие в творчестве э.Т.А. Гофмана (1776-1822). Традиции Гофмана в русской литературе. Анализ одной новеллы на выбор студента: «Золотой горшок».
- Замысел Чк
- Стиль б.
- Реализм б.
- Тема золота на примере новеллы «Гобсек»
- Роман «Отец Горио» (1834-35гг.)
- 68. Творческий путь Ивана Алексеевича Бунина. Основные темы и мотивы его поэзии и прозы.
- 72. Основной конфликт и система образов в комедии а.П. Чехова «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга.
- Краткое содержание повести «Олеся».
- Краткое содержание рассказа «Гранатовый браслет».
- Краткое содержание повести «Поединок».
- Авторская речь в романе
- Архаизмы в языке Петра
- Вопрос 75.
- Краткое содержание Мастер и Маргарита
- Вопрос №77 Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба.
- «Тихий Дон» -- роман-эпопея
- Тихий Дон
- Вопрос 79.
- Сказание о Троянской войне
- Главные образы поэм
- Изображение богов
- Поэтика гомеровского эпоса, его исполнение
- Переводы поэм на русский язык, их значение
- Зимние обряды
- Весенние обряды
- Летние обряды
- Осенние обряды
- Свадебный обряд