Изображение богов
Во времена Гомера о научном подходе к явлениям природы и общественной жизни еще не было и речи. Человек становился в тупик перед такими явлениями природы, как восход и заход солнца, ветер, гроза, буря на море; непонятными фактами в человеческом мире были сновидения, болезни, смерть. Не находя научного объяснения и чувствуя свое бессилие в борьбе с природой, человек прибегал к помощи воображения. Молния вызывала сопоставление со стрелой, пущенной из лука; от образа стрелы фантазия шла к образу стрельца, очевидно живущего где-то на небе, за облаками. Мелькнувший в фантазии образ разрастался в целый рассказ – миф (по-гречески «сказание», «предание»). Совокупность таких мифов составила мифологию.
Развитие науки положило конец мифологическому мышлению. В гомеровские времена люди верили, что повелителем грома является «отец богов» Зевс, вместе с другими, меньшими богами живущий на закрытой облаками вершине высокой горы Олимп, в Фессалии (восточной части северной Греции). Причину бури они видели в том, что брат Зевса, морской бог Посейдон, потрясает море ударами своего трезубца. Утреннюю зарю они представляли себе «розоперстой» богиней Эос. Ветры тоже казались им божественными существами: северный ветер – Борей, а южный – Нот.
Чтобы понимать поэмы Гомера, нужно «перенестись» в общество, имеющее с нашим как будто мало общего. Мы бесконечно далеки от того взгляда на природу и на общественные отношения, которые лежат в основе греческой фантазии. Но почему же «Илиада» и «Одиссея» продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца?
Гомеровские поэмы имеют познавательное значение, как исторические документы или как сохранившиеся до наших дней развалины древних сооружений, раскопанные археологами, но не только это в них ценно, а в первую очередь то, что мы можем получить от чтения этих поэм, что они могут «в известном смысле» быть образцом великого искусства.
Мир поэм населен не только людьми, но и богами, которые вполне человекоподобны (антропоморфичны). По метким словам одного греческого писателя, «Гомер сделал из людей богов, а богов превратил в людей». Правда, боги бессмертны и обладают большей властью и силой. Человек чтит богов за их могущество и разум, но о его любви к богам говорить трудно. В нравственном отношении боги нередко уступают людям. На своем Олимпе они то и дело ссорятся; по отношению к людям они пристрастны, иногда коварны и даже завистливы. Они не только с живейшим интересом следят за войной греков с троянцами; они разбиваются на две партии – «греческую» и «троянскую» - и, спускаясь на поле битвы, принимают участие в боевых схватках. Ахиллес преследует Гектора, но бог Аполлон, приняв образ одного из троянцев, отвлекает Ахиллеса от главного врага. Ахиллес гонится за Аполлоном, пока тот наконец не раскрывает своей мистификации: «Что ты меня преследуешь? Все равно не убьешь: я бессмертен». И Ахиллес возмущен: «Ты, из богов жесточайший, меня обольстил, Дальновержец!». Ахиллес возмущен тем более поведением бога, что для Аполлона обман этот совершенно безопасен.
Лишь иногда, да и то по преимуществу в «Одиссее», образы богов как будто просветляются и поднимаются над людскими страстями. Впрочем, боги редко интересуют поэта сами по себе, независимо от их участия в людской жизни.
- Вопрос 1. Роман «Капитанская дочка» - вершина пушкинской прозы. Конфликт чести и долга в повести: ведущие образы, особенности композиции и стиля.
- Вопрос 2.Поэма н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», ее место в творчестве поэта. Художественный мир поэмы: замысел, сюжет, композиция, система образов, язык.
- Часть 1-я
- «Я пришел к тебе с приветом» (1843)
- Билет 4.
- Вопрос 7.
- Вопрос 8.
- Общая характеристика
- «Задонщина»
- «Сказание о Мамаевом побоище»
- «Повесть о разорении рязани батыем»
- История находки
- Источники текста
- Особенности утраченной рукописи
- История создания летописи
- Содержание пвл, литературные памятники в ней
- Вопрос 14.М.В.Ломоносов – «создатель программной оды». Проблематика и художественные особенности его од
- Вопрос 16. «Натуральная школа», ее роль в развитии русского реализма. В.Г. Белинский о «натуральной школе».
- Натуральная школа»
- Вопрос 18. Народность поэзии а.В. Кольцова. Лирический герой. Сюжетно-композиционные особенности песен. В.Г. Белинский об а.В. Кольцове.
- Вопрос 19.Роман м.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как новый этап в развитии русского реалистического романа. Глубина психологического анализа характеров. Мастерство композиции и языка.
- Вопрос 20.Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии м. Ю. Лермонтова. Реалистическое и романтическое начала в творчестве писателя.
- Продолжение Мд
- Структура образов в Мд. Образ Чичикова.
- Речевая характеристика героев
- Образ Чичикова
- Образ народа в Мд
- Вопрос 23.Проблематика, особенности композиции, жанра и языка «Путешествие из Петербурга в Москву» а. Н. Радищева.
- Сентиментализм
- Вопрос 25.Идейно-эстетическая система и основные течения русского романтизма 1-ой четверти 19 века. Особенности романтического стиля.
- Вопрос 26.Творческий путь в.А. Жуковского и его роль в развитии русской литературы. Русские критики и писатели о Жуковском. Анализ одной баллады (по выбору).
- Вопрос 27. Жанровое и тематическое разнообразие в поэзии г.Р. Державина, его поэтическое новаторство,
- Вопрос 29
- Краткое содержание «Горе от ума».
- Краткое содержание романа «Дворянское гнездо».
- Идейно-художественное своеобразие романа «Отцы и дети»
- Правда истории
- Исторические персонажи
- «Вымышленные» герои
- Картина нравов
- Философия истории
- Жанр вим
- Вопрос 39. Творчество а.К.Толстого. Многообразие жанров его произведений. Музыкальность лирики. Анализ поэмы «Иоанн Дамаскин»
- Вопрос 44. Творческий путь а.Т. Твардовского. Поэмы «Василий Теркин» и «За далью – даль», «По праву памяти». Их жанрово-стилистические особенности. Анализ одной из поэм (по выбору).
- 45. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе хх века. Многообразие «военной» прозы», её эволюция. Анализ одного из произведений (по выбору).
- «Дон-Жуан»
- «Мизантроп»
- Краткое содержание «Тартюф, или Обманщик».
- Краткое содержание Поэмы «Двенадцать»
- Билет 52.
- Книги а. Ахматовой
- Вопрос 53.
- Вопрос 55. Конфликт, основные образы и художественная структура и.А. Гоначрова «Обломов». Смысл понятия символа «Обломовщина».
- Краткое содержание Обломов
- Вопрос 56. Драма а.Н. Островского «Гроза». Основной конфликт и смысл его разрешения. Композиция и любимые художественные приёмы автора. Спор в критике о смысле и значении пьесы.
- Вопрос 58.
- Вопрос 59.
- Вопрос 60.
- Вопрос 63.
- 66. Романтическое двоемирие в творчестве э.Т.А. Гофмана (1776-1822). Традиции Гофмана в русской литературе. Анализ одной новеллы на выбор студента: «Золотой горшок».
- Замысел Чк
- Стиль б.
- Реализм б.
- Тема золота на примере новеллы «Гобсек»
- Роман «Отец Горио» (1834-35гг.)
- 68. Творческий путь Ивана Алексеевича Бунина. Основные темы и мотивы его поэзии и прозы.
- 72. Основной конфликт и система образов в комедии а.П. Чехова «Вишневый сад». Новаторство Чехова-драматурга.
- Краткое содержание повести «Олеся».
- Краткое содержание рассказа «Гранатовый браслет».
- Краткое содержание повести «Поединок».
- Авторская речь в романе
- Архаизмы в языке Петра
- Вопрос 75.
- Краткое содержание Мастер и Маргарита
- Вопрос №77 Образ Григория Мелехова. Трагическая судьба.
- «Тихий Дон» -- роман-эпопея
- Тихий Дон
- Вопрос 79.
- Сказание о Троянской войне
- Главные образы поэм
- Изображение богов
- Поэтика гомеровского эпоса, его исполнение
- Переводы поэм на русский язык, их значение
- Зимние обряды
- Весенние обряды
- Летние обряды
- Осенние обряды
- Свадебный обряд